ПРЕДИСЛОВИЕ (для понимания) : Текст статьи, анализ исторических фактов , объективное мнение автора, не являются истинной в последней инстанции и не призывают читателей к ненависти и вражде. Единственное мое стремление найти честный ответ и подтолкнуть читателя к анализу легкого , не нагруженного эмоциями , а только сухими фактами, текста. Выводы делайте САМИ!
В этой публикации главной темой и заданием станут поиски истоков боярства, определение значения «Боярин» и его место в Киевской Руси.
Понятие «боярин», которое в последствии трансформировалось в привычное нам «барин» , используется для определения общественного сословия Киевской Руси и Московского (Русского) царства в учебниках школьной программы , ВУЗов, научной и художественной литературе.
Так, в учебнике «История России. С древнейших времен до конца XVI века. Учебник. 6 класс -.Данилов А.А., Косулина Л.Г.2019г» в параграфе № 6. «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром» описывается общественный строй Киевской Руси: «Правящую верхушку древнерусского общества составляли киевские князья, потомки Рюрика. Князь опирался на дружину. Дружина делилась на старшую — бояр, которые выполняли важнейшие поручения князя, и младшую. Старшие и младшие дружинники, а также люди, занимавшие выборные должности в местном управлении, богатые купцы и верхи духовенства составляли высший слой древнерусского общества».
Важно упомянуть что для изучения общественного строя и порядка любого древнего государства историками используются законы/нормативно правовые акты правителей конкретного государства и конкретного времени. Так например «Кодекс Хаммурапи» или «Законы Хаммраппи», высеченный на конусообразной диоритовой стеле, при его анализе , определяет иерархию общественного слоя,правовые, социокультурные связи Древнего Вавилона в 1750-х годах до н. э (для понимания глубины веков - почти 4000 лет от нашего «сегодня») .
Одним из главных источников права и законодательства периода правления Ярослава Мудрого (годы правления 957г.-1054г.) является «Русская Правда» , которая писалась и корректировалась на протяжении XI-XII века.
Ру́сская Пра́вда (др.-рус. Правда рѹсьскаꙗ, или Правда рускаа, здесь «правда» в значении лат. iustitia, др.-греч. δικαίωμα) — сборник правовых норм Киевской Руси, датированный различными годами, начиная с 1016 года. Является одним из основных письменных источников русского права и сохраняла своё значение до XV—XVI веков. (источник WiKi).
Исчерпывающий анализ описания роли и значения «бояр» в общественной жизни Киевской Руси дает доктор исторических наук и ведущий научный сотрудник РАН Стефанович Петр Сергеевич в своей монографии « Бояре, отроки, дружины: военно-политическая элита Руси в X-XI веках. М.: Индрик, 2012.» : «Что касается бояр, то озадачивает почти полное отсутствие упоминаний о них в «Русской Правде». Непонятно, почему главный законодательный памятник Древней Руси упоминает и гридей, и купцов, и смердов, и холопов, и разные другие социальные, юридические, профессиональные группы, а также разных должностных лиц, – более того, знает даже боярских тиуна, рядовича и холопа, – но при этом самих бояр в «Краткой редакции» вообще нет, а в «Пространной редакции» они появляются лишь в одной из последних статей, трактующей вопросы наследования, – в статье под заглавием, согласно древнейшим спискам, «О задниц? боярьст?и и о дружьн?и» (то есть: «о наследстве бояр и людей из дружины») (ст. 91)[1024].» .
И правда , в «Русской правде», не смотря на упоминание как верхнего слоя общества в лице «княжеского рода, его дружинны » так низа ,понятие «боярин» не используется .
Важно так же понимать что и сам оригинал не сохранился , а восстановлен был по сборникам, летописям, церковным правовым текстам. Первооткрывателем «Русской правды как "исторического источника" стал В. Н. Татищев, в 1737 году.
Крайне сомнительным выходит утверждение , из школьной программы по «Истории России для 6 класса», о существовании «бояр» в обществе Киевской Руси времен Ярослава Мудрого (ХI век).
При этом «боярин» в представлении историков является «верхом» древнерусского сословия и упоминается так же как «дружинник». Но , если они так мало упоминаются в исторических источниках периода Киевской Руси, то откуда берут свои истоки многочисленные боярские роды , когда теряют свою обезличенность ?
Важным источником информации о происхождении боярских и дворянских родов Русского Царства является «Бархатная книга».
«Ба́рхатная кни́га» — родословная книга наиболее знатных боярских и дворянских фамилий России. Составлена в 1687 году в связи с отменой местничества (1682) и после прекращения составления разрядных книг.
В Бархатную книгу включены: «Государев родословец» 1555—1556 годов, состоящий преимущественно из родословных записей Рюриковичей и Гедиминовичей (царский, княжеские, боярские роды), а также материалы за вторую половину XVI—XVII веков из родословных росписей, поданных представителями этих фамилий в 1682—1687 годах.
Среди большого количества титулованных бояр стоит выделить 6 фамилий которые , по датам основания , являются первыми и «родительскими» для многих последующих родов.
Бутурлины́ — русский графский и древний дворянский род, из московских бояр.Предком Бутурлиных считается "муж честен" Радша, прибывший, согласно родословной легенде, из Германии в Новгород в конце XII века.
Родоначальник, Иван Андреевич, по прозвищу Бутурля (VIII колено), Ивангородский воевода, вломившийся в Ругодев через Колыванские ворота (11 мая 1558), от него происходит род и фамилия. Он имел двух сыновей — Ивана и Юрия Бутурлиных.
Вельяминовы — древние русские дворянские роды, из московских бояр.
Основатель рода Протасий (Вельямин) Фёдорович (? — после 1332) — боярин, московский тысяцкий, один из ближайших сподвижников Даниила Александровича и Ивана I Калиты.
Шереме́тевы — один из виднейших боярских родов царства Русского и Российской империи, к которому принадлежал воевода, генерал-фельдмаршал Б. П. Шереметев, первым в России пожалованный (в 1706 году) титулом графа.
Подобно Романовым, выводят своё происхождение от Андрея Кобылы и его сына Фёдора Кошки. Пятым коленом (праправнуком) Кобылы был Андрей Константинович Беззубцев по прозвищу Шеремет, а его братом — Семён Епанча (конец XV века). От Андрея Шеремета и пошли Шереметевы.
Моро́зовы — боярский род допетровского времени, происходящий от новгородца Михаила Прушанина, потомок которого в VI колене, Иван Семёнович (современник Семёна Гордого), прозванный Мороз, был родоначальником Морозовых(XIV век).
Лопухины — княжеский и дворянский род..
Потомком Редеди в родословных сказках показан Михаил Сорокоум — боярин при Иване Калите, живший якобы в начале XIV века и имевший сына Глеба Михайловича, внука Илью Глебовича, правнука Григория Ильича Глебова – по прозвищу Слепой, и праправнука Варфоломея Григорьевича Глебова, у которого было два сына: Есип – по прозвищу Лапоть, ставший родоначальником Лаптевых, и Василий – по прозвищу Лопух, ставший родоначальником Лопухиных.
Головины, в XV веке Ховрины — древний дворянский род, из московских бояр, графы Римской империи.Род внесён в Бархатную книгу. При подаче документов (17 марта 1682), для внесения рода в Бархатную книгу, была предоставлена родословная роспись Головиных.
Боярский род Ховриных берёт своё начало от византийского рода Гаврасов, при Комниных управлявшего Трапезундом. Один из младших представителей этого греческого рода, князь Степан Васильевич Ховра выехал из Крыма в Москву (1393), но ни он ни его потомки князьями не писались.
Один из его правнуков (IV колено), Иван Владимирович Ховрин, за свой ум прозван Головою, был женат на княжне Анне Даниловне Холмской и являются родоначальниками Головиных. Их сын и потомки писались Головиными, составлявшие во все три первые века московского государства высшую аристократию.
Итак, согласно «Бархатной книге» древнейшие боярские роды :
- Бутурлины - московские бояре , род основан в середине XVI века;
- Вельяминовы - московские бояре , род основан в середине XIV века;
- Шереметьевы - московские бояре , род основан в XVI веке;
- Морозовы – московские бояре, род основан в XIV веке;
- Лопухины – московские бояре, род основан в XIV веке;
- Головины – московские бояре, род основан в XV веке.
Старейшие боярские роды имели московское подданство ,на момент своего основания, служили князьям Великого княжества Московского и царям Московского царства в период с XIV по XVI век ( в период бытия Московией в статусе улуса Золотой Орды).
Что же касается этимологии («присхождения») слова «боярин» , правильно было бы его разобрать в самом начале публикации , но так как у этого слова есть несколько теорий происхождения то, логично его разобрать в конце, после того как мы определили в какой момент истории оно появилось в использовании и его соответствие своему значению.
Теория №1 Слово «боярин» восходит к др.-русск. форме бояринъ, которая заимствована из ст.‑слав. болюринъ «вельможа», «боярин». В церковнославянском языке употребляются как старая форма болѧринъ, так и более поздняя боѧринъ.
Теория №2 Слово «боярин» тюркского происхождения: два варианта 1) bojla + är (знатный + муж); 2) baj + är (богатый + муж)
Сухие факты изложены, а выводы делайте САМИ!
P.S. Интересный факт который оставлен специально напоследок: при царствовании Иван III (22 января 1440 — 27 октября 1505) численность людей с чином «бояр» составляла от 5 до 21.