Сегодня я хочу поделиться с вами информацией о необычной модификации советского самолёта Ил-18. Его история началась в 1961 году, когда на базе Ил-18В в ОКБ Ильюшина было создано два самолёта - измерительного пункта (коротко - СИП). Самолёты получили обозначение - Ил-18РТ.
В создании данной модификации принимали участие десятки различных предприятий, а также специальная госкомиссия. Проект являлся секретным.
На борту самолёта имелись две станции МА-9МКС и БРС-1С, обеспечивающие регистрацию радиотелеметрической информации от бортовых систем испытуемых объектов (РТС-9 и БРС-4)
Данные системы передавали информацию о меняющихся и командных параметрах, а также об изменении вибрационных параметров.
Также, Ил-18РТ оснащался аппаратурой СЕВ-12К, которая служила для автономной привязки зарегистрированных данных к шкале единого времени. Аппаратура вела ретрансляцию информации, передаваемой от РТС-9.
Помимо всего вышеперечисленного, с борта самолёта велась скрытая оперативная радиосвязь с командным пунктом испытаний и измерительными пунктами полигонов, куда приземлялись космические зонды и прочие объекты, запущенные с космодромов.
Чтобы обеспечить вместимость нового оборудования, с серийных Ил-18В были сняты все пассажирские кресла, полки для ручной клади и даже была демонтирована уборная.
Передний гардероб был уменьшен, с целью перемещения задней перегородки по направлению полёта. Были сняты части буфетов по левому и правому борту.
В среднем салоне размещался стол начальника СИП. Также, самолёт был оснащен пятнадцатью рабочими местами для операторов. Вся принимаемая информация записывалась на магнитной ленте. Также была стойка графической регистрации.
Самолёт был оснащен огромным количеством антенн разных типов. Особое внимание привлекает антенна аппаратуры спецсвязи "Арфа", расположенная на законцовках стабилизатора.
Ил-18РТ принимали участие в обеспечении стартов космических аппаратов в 1965 году. В то время СССР осуществлял запуски космических аппаратов "Зонд", с целью облёта Луны и последующего возвращения на Землю.
Телеметрия принималась СИПами только в конечной фазе полёта и приземления. Начальный запуск контролировался наземными станциями. Ил-18РТ базировались в Крыму.
Ил-18РТ использовался и в конце 80-х годов во время запусков ракеты "Энергия" с космическим аппаратом "Скиф-ДМ", а затем и при запуске "Энергия-Буран". 1989 год стал последним, когда данные самолёты использовались по назначению. Далее интерес к развитию космической отрасли пошел на спад, а оставшиеся экземпляры Ил-18РТ были переоборудованы под гражданские варианты. Так закончилась их история.
Характеристики
Поддержите статью пальцем вверх! Подписывайтесь на канал Авиатехник, чтобы не пропустить новые интересные публикации! Напоминаю, что у меня есть свой Instagram, где я выкладываю интересные фото- и видео-материалы: