Найти тему
Авиатехник

Cамолет - измерительный пункт Ил-18РТ. Он принимал сигналы от советских зондов, летающих до Луны и обратно

Сегодня я хочу поделиться с вами информацией о необычной модификации советского самолёта Ил-18. Его история началась в 1961 году, когда на базе Ил-18В в ОКБ Ильюшина было создано два самолёта - измерительного пункта (коротко - СИП). Самолёты получили обозначение - Ил-18РТ.

В создании данной модификации принимали участие десятки различных предприятий, а также специальная госкомиссия. Проект являлся секретным.

На борту самолёта имелись две станции МА-9МКС и БРС-1С, обеспечивающие регистрацию радиотелеметрической информации от бортовых систем испытуемых объектов (РТС-9 и БРС-4)

Данные системы передавали информацию о меняющихся и командных параметрах, а также об изменении вибрационных параметров.

-2

Также, Ил-18РТ оснащался аппаратурой СЕВ-12К, которая служила для автономной привязки зарегистрированных данных к шкале единого времени. Аппаратура вела ретрансляцию информации, передаваемой от РТС-9.

Помимо всего вышеперечисленного, с борта самолёта велась скрытая оперативная радиосвязь с командным пунктом испытаний и измерительными пунктами полигонов, куда приземлялись космические зонды и прочие объекты, запущенные с космодромов.

Пассажирский отсек Ил-18РТ, где размещалось спец. оборудование
Пассажирский отсек Ил-18РТ, где размещалось спец. оборудование

Чтобы обеспечить вместимость нового оборудования, с серийных Ил-18В были сняты все пассажирские кресла, полки для ручной клади и даже была демонтирована уборная.

Передний гардероб был уменьшен, с целью перемещения задней перегородки по направлению полёта. Были сняты части буфетов по левому и правому борту.

В среднем салоне размещался стол начальника СИП. Также, самолёт был оснащен пятнадцатью рабочими местами для операторов. Вся принимаемая информация записывалась на магнитной ленте. Также была стойка графической регистрации.

Ил-18РТ
Ил-18РТ

Самолёт был оснащен огромным количеством антенн разных типов. Особое внимание привлекает антенна аппаратуры спецсвязи "Арфа", расположенная на законцовках стабилизатора.

Ил-18РТ принимали участие в обеспечении стартов космических аппаратов в 1965 году. В то время СССР осуществлял запуски космических аппаратов "Зонд", с целью облёта Луны и последующего возвращения на Землю.

Телеметрия принималась СИПами только в конечной фазе полёта и приземления. Начальный запуск контролировался наземными станциями. Ил-18РТ базировались в Крыму.

Источник: https://russianplanes.net/id33241
Источник: https://russianplanes.net/id33241

Ил-18РТ использовался и в конце 80-х годов во время запусков ракеты "Энергия" с космическим аппаратом "Скиф-ДМ", а затем и при запуске "Энергия-Буран". 1989 год стал последним, когда данные самолёты использовались по назначению. Далее интерес к развитию космической отрасли пошел на спад, а оставшиеся экземпляры Ил-18РТ были переоборудованы под гражданские варианты. Так закончилась их история.

Характеристики

-6

Поддержите статью пальцем вверх! Подписывайтесь на канал Авиатехник, чтобы не пропустить новые интересные публикации! Напоминаю, что у меня есть свой Instagram, где я выкладываю интересные фото- и видео-материалы:
-7