В 2011 году Nintendo выпустила первую консоль 8-го поколения: Nintendo 3DS, являющуюся эволюцией Nintendo DS. Фактически единственным сколь-либо интересным моментом новой консоли было наличие улучшенной поддержки трёхмерных изображений - на прошлом поколении они выглядели довольно посредственно. Тем не менее, введение более эффективного 3D привело к тому, что разработчики стали более активно использовать эту механику. Capcom также не стала упускать новые тренды и решила активно использовать её для новых проектов в серии Ace Attorney. Собственно, именно на ней и стали выходить продолжения.
Professor Layton vs. Phoenix Wright: Ace Attorney (2012)
По трейлерам и по названию игра выглядела как прямое столкновение двух персонажей - мастера паззлов и раскрытия загадочных тайн профессора Хершела Лейтона и мастера блефа и переворота дел с ног на голову адвоката Феникса Райта. По трейлерам тоже предполагалось столкновение персонажей... вместе с их взаимодействием в некоторых моментах.
Идея кроссовера пришла со стороны Level-5 - студии, занимавшейся играми про Лейтона. СЕО Level-5 Акихиро Хино был большим фанатом серии АА и решил предложить Capcom идею совместного проекта. Шу Такуми, отец АА, был поражён, но всё же согласился с условием, что за сценарий отвечает он. Команда разработчиков методом проб и ошибок перебирала разные варианты столкновения персонажей, параллельно решая проблемы арт-стиля: персонажи со стороны Лейтона были нарисованы в более простом стиле по сравнению с персонажами АА.
Анонс состоялся в 2010 году только для Японии. За время, прошедшее после анонса, обе студии успели выкатить несколько проектов. Со стороны Capcom это была вторая часть серии про Майлза Эджворта, а со стороны Level-5 - две части про похождения Лейтона (Miracle Mask и Azran Legacy). Сказать, что внесение в канон не рассматривалось совсем, сложно... но в итоге решено было от этого отказаться из-за фиксированного таймлайна Ace Attorney (в отличие от похождений Лейтона), и события проекта происходят в параллельной линии, но в ней можно вырисовать некоторые детали относительно положения игры во времени. События кроссовера по таймлайну АА происходят между T&T и AAI1, а по таймлайну PL - между Diabolical Box и Unwound Future, если использовать эти метки ТОЛЬКО для разбора того, через что прошли персонажи, а через что ещё не прошли.
Сюжетная завязка довольно весёлая. Вначале нам показывают, как два человека драпают на машине по Лондону... от ведьм. Погоня оказывается проигрышной для первых - оживлённая статуя вынуждает машину остановиться, отправляя водителя в нокаут. Но вот пассажирке удаётся свалить, и как оказалось, именно она была целью преследователей. По наводке своего товарища она отправляется в дом профессора Лейтона. Тот разговаривает со своим помощником Люком на разные темы, но в один момент появляется девчонка, спасшаяся из машины и рассказывает свою историю.
Однако, ведьмам удаётся отследить бедняжку и выкрасть её. В погоне Лейтон нашёл укрытие ведьм на Тауэрском мосту и выкрал Эспеллу обратно, но при столкновении с ведьмами был вынужден с ней разделиться - она спрыгнула на корабль, проходивший рядом, но за это ведьмы отправили его и Люка в Лабиринтию.
Кантабелле не свезло - на корабле она столкнулась с одним из членов экипажа и завязалась драка... со странным исходом - неизвестно кто треснул кока по башке сзади в ходе стычки. На шум прибежал охранник судна... а третий человек буквально испарился с места произошедшего, что повесило обвинение на девчонку. В этот момент в игру вступают Феникс и Майя. Именно дело Эспеллы было взято для обучающего заседания, ради которого адвокат и прилетел в Лондон.
Райту объясняют: виновный вердикт для подсудимой вполне подойдёт, так что можно лишь показать вид. Но тот вполне успешно находит противоречивые детали и раскрывает то, что реально происходило на судне в ту ночь, параллельно открыв большую тайну, за которой гналась местная полиция. Но после заседания их двоих тоже затаскивают в Лабиринтию (как выяснилось позже - чисто из-за столкновения Феникса с Эспеллой, хотя это более походило на паранойю), и здесь игра начинается по-настоящему.
В плане геймплея решено было использовать "лейтоновское" деление по главам. Сами же главы были 2 видов: судебные, в стиле серии Ace Attorney, и исследовательские, в стиле серии Professor Layton. Также от профессорской серии игрокам досталась механика тайн - ключевых вопросов, решаемых по ходу прохождения игры... правда, решались они сами по себе в результате действий игрока, так что на них можно было не смотреть. Из новшеств в адвокатской части игры были подсказки в ходе перекрёстных допросов, оплачиваемые за счёт монеток, которые надо было находить в каждой локации и множественный допрос с механикой переключения между свидетелями и столкновения показаний разных людей. Также в игре решили не использовать шкалу штрафов, вернувшись к системе с иконками из первой части. Также из игры пропала магатама Феникса... точнее, она не юзается от слова совсем, т.к в 90% случаев части с исследованием идут от лица Лейтона, а в суде, как известно, пси-замки не показываются. В целом, если смотреть на суды, то они получились более-менее хорошими с точки зрения геймплея, но посредственными с точки зрения сюжета, за исключением последнего, который просто вскрывает дырявость сюжетных деталей. Более того, исследовательские главы исполнены крайне посредственно на фоне расследований трилогии - простые невнятные шатания по городу и его окрестностям, по большей части бесполезные.
В итоге новая игра оказалась неплохим тестовым полигоном для механик... но сюжетно игра была не самой интересной, и в итоге её рейтинг - 79/100 от критиков и 8.7/10 от игроков на Metacritic. Игра имела хороший визуальный дизайн и превосходный саундтрек, но посредственный сюжет и недостаточно проработанное раскрытие персонажей привело к возникновению некоторой холодности к данному проекту. Вдобавок, к игре по традиции лейтоновской серии вышел ряд DLC - аж 12 отдельных эпизодов, в каждом из которых так или иначе пробивали 4 стену и открывали детали по разработке игры. Эта порочная практика перекочевала в следующие игры - после релиза кроссовера почти каждый проект в серии АА содержал DLC-эпизод (чаще всего не связанный с событиями игры, но порой открывавший мелкие детали), из-за чего хромала продолжительность основной части игр. Ещё одним сюрпризом стало то, что западный релиз PL vs. AA состоялся лишь после активного давления фанатов и лишь почти 2 года спустя, когда состоялся релиз 5 части Ace Attorney. Всё это подкосило проект в глазах фанатов ещё больше... особенно на фоне того, что вскоре на горизонте замаячил ещё один проект... но это мы оставим для заключительной части.
Phoenix Wright: Ace Attorney: Dual Destinies (2013)
Capcom не собиралась оставлять кроссовер с Лейтоном единственной игрой по франшизе АА для 3DS. К сожалению, Шу Такуми был слишком занят - сначала это была работа над PL vs. AA, затем работа над новым спин-оффом серии, и в итоге обратились к команде, занимавшейся работой над дилогией Investigations. Более того, дизайнер 2D-частей серии отошёл от дел, и на его место пришёл Такуто Фьюз, который создал дизайны главных персонажей для новой игры.
В голове разрабов вертелась очередная история про Райта, но вот партнёром решили сделать не Майю Фей, которую отправили на тренировку медиума, а нового персонажа, которого упорно ассоциировали с жёлтым цветом. Также надо было привыкнуть к переходу в три измерения - например, стоило пересмотреть расследования (но что интересно, в игре практически не осталось осмотров улик в протоколах заседания. Только один предмет можно было осмотреть, и то это был сюжетный пинок), т.к три измерения позволяли перейти от фиксированных фонов к взглядам с разных углов (но в итоге и это практически не поменяли). Иными словами, эта игра была полноценной пробой пера для новой консоли.
Сюжет новой части вращался вокруг 2 новых персонажей: адвоката-новичка Афины Сайкс и прокурора-заключённого Саймона Блэквилла. По неизвестной причине игра начиналась практически с конца (порядок дел: 2-6-3-первая часть 4-1-вторая часть 4-5, 6 дело - DLC). Сюжетная завязка такова: агентство Райта по любым делам нанимает на работу Афину Сайкс, которую сам Феникс встретил в ходе деловой поездки в Европу. Параллельно Райт восстанавливает свой значок адвоката, т.к его попросили помочь с раскрытием одного очень важного дела, которое может потребовать использование надёжного адвоката, который бы не прибег к поддельным уликам ради победы (на дворе 2027 год - тёмный век закона, начавшийся примерно после лишения Райта лицензии, всё ещё продолжается).
К сожалению, из-за ломаной хронологии основной сюжет сильно пострадал - 2 и 3 дело несколько блекнут - после вполне интригующего вступительного дела, оставляющего нам солидный клиффхэнгер, нас бросают сначала в бесполезный эпизод, необходимый лишь для немного более полного раскрытия ключевых персонажей, а затем тыкают в лицо "смотрите, тёмный век закона пролез везде" на пару с очередным бэкграундом для Афины и Саймона... Да и начало 4 дела какое-то сумбурное... Если бы происходящее было бы выстроено в более логичном порядке - например, прописать дело с возвращением Райта в качестве обучающего (естественно, с иной историей - всё равно персонажи из доп. кейса нигде более не светятся), а затем начать рассказывать историю новых персонажей.
К счастью, основной стержень игры всё же вывез сюжет. Последняя треть временного отрезка игры вышла значительно более драматичной и интересной. К тому же, нам подвезли некоторые новые механики. Из кроссовера пришла система консультации - если в ходе перекрёстных допросов вы косячите несколько раз, то ваш помощник может вам подсказать, что делать. Разрешили иметь аж два слота сохранения (хотя в PL vs. AA их было три) и появилась кнопка для нормального вызова меню сохранения на тачскрине.
Но главными вещами стали абсолютно новые вещи. Во-первых, это Матрица настроений - фишка Афины Сайкс, знатока аналитической психологии (да, она адвокат-психолог, которая пытается предложить эмоции в качестве возможности постановки вещей под сомнение. Блэквилл тоже психолог, но использует свои знания для манипуляции людьми в суде - не очень честная, но рабочая тактика). Работает просто - мы смотрим заявления свидетеля и ищем странную реакцию среди 4 основных эмоций: радости/счастья, грусти/страха, удивления/шока и гнева/злости. Иногда, если свидетель крайне нервничает, то надо найти источник мощной эмоции, подавляющей все остальные.
Второй механикой стал пересмотр - один раз за кейс нам предлагалось провести разбор фактов дела и выстроить их в цепочку, чаще всего с целью организации переворота в ходе заседания. Ошибки при использовании этих механик не несли за собой никаких выговоров... которые, кстати, серьёзно подрезали - большие штрафы практически нигде не использовались, и на моей памяти за всё прохождение был лишь 1 момент с двойным штрафом. Фишки остальным адвокатам тоже оставили, но из-за переключений между персонажами вышло крайне тухло: в основной игре было лишь ДВА момента, где были вскрываемые пси-замки. Для сравнения - браслет используется 5 раз в основной игре, Матрица настроений - 8.
В итоге постоянные переключения и кривой порядок дел заметно просаживают впечатление от игры, из-за чего хороший потенциал оказывается потерян. Но как я и сказал ранее - новый взгляд на суды и сюжетная линия Афины и Саймона вывозит игру на уровень первой части. Да и DLC-дело всё же несколько напоминает нам, что в игре всё же есть и комедийный элемент. Тем не менее, на горизонте начали сгущаться тучи. Такуми был занят своими проектами, а Ямазаки показал, что несколько просел по сравнению с сюжетом ААИ2. Более того, примерно в это же время Capcom понесло - начав с посредственного фильма (несмотря на коммерческий успех, это в 2012, компания перекатилась на безбашенное портирование игр - трилогию и AJ перенесли на смартфоны и 3DS, а потом к ним добавили и DD для смартфонов... не говоря про внесение Райта в Ultimate Marvel vs. Capcom 3 в качестве персонажа со своим сюжетом. Но это, как говорится, совсем иная история...
Встретимся в финальной части.
Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Часть 5