Найти в Дзене

Много лет залипал в компьютерных играх. Рассказываю почему это так затягивает и как мне удалось справиться

Я провел очень много часов своей жизни в компьютерных играх. И, хотя это было интересно и увлекательно, все же считаю это большой ошибкой. Да, игры помогают уйти от реальности и расслабиться. Но могут стать зависимостью, как это было со мной. Я решил написать о причинах почему это так затягивает и как осознание этих причин помогло мне разобраться с проблемой. Мужчины более склонны к зависимости от компьютерных игр, поскольку большинство игр построены вокруг их потребностей – быть героем, конкурировать, проявлять агрессию, защищать и помогать. И удовлетворить эти потребности в игре намного легче чем в жизни. Но не стоит думать, что игроки просто безвольные люди. В игровой индустрии специально применяют различные психологические приемы чтобы сделать игры затягивающими. И о некоторых из них я сейчас расскажу. Большинство игр специально построены так, чтобы победа требовала усилий, но была по силам игроку. Это позволяет вызвать состояние потока и именно этим цепляет. Ты побеждаешь, чувс
Фото: wotbase.ru
Фото: wotbase.ru

Я провел очень много часов своей жизни в компьютерных играх. И, хотя это было интересно и увлекательно, все же считаю это большой ошибкой. Да, игры помогают уйти от реальности и расслабиться. Но могут стать зависимостью, как это было со мной. Я решил написать о причинах почему это так затягивает и как осознание этих причин помогло мне разобраться с проблемой.

Мужчины более склонны к зависимости от компьютерных игр, поскольку большинство игр построены вокруг их потребностей – быть героем, конкурировать, проявлять агрессию, защищать и помогать. И удовлетворить эти потребности в игре намного легче чем в жизни. Но не стоит думать, что игроки просто безвольные люди. В игровой индустрии специально применяют различные психологические приемы чтобы сделать игры затягивающими. И о некоторых из них я сейчас расскажу.

Большинство игр специально построены так, чтобы победа требовала усилий, но была по силам игроку. Это позволяет вызвать состояние потока и именно этим цепляет. Ты побеждаешь, чувствуешь себя крутым и подсаживаешься на это ощущение. Та же система подкрепления (дофамин) которая должна работать в реальном мире очень легко обманывается играми и становится менее чувствительной. Стимулы из реальной жизни начинают блекнуть по сравнению с игровыми и не приносят такого удовольствия. Да и для любых выигрышей в реальности нужно приложить намного больше усилий чем в игре. При этом без какой-либо гарантии на результат.

В играх же обычно есть последовательное и гарантированное развитие. Завалил сто кабанчиков – набрал золота и оно никуда не денется. Видно как растут столбики опыта, денег, копятся предметы. Некоторые игры (вроде той же Веселой фермы), вообще целиком построены на этом. И всегда видно куда расти дальше – еще чуть-чуть и новый уровень, еще немного и накопишь золота на новый крутой предмет для своего персонажа. Идеальная ловушка для системы подкрепления в человеческом мозге. Сравните это с работой в офисе, где большинство людей вообще не видят результатов своего труда. Именно поэтому сейчас в бизнесе появилось новое направление – геймификация, когда пытаются использовать те же приемы, чтобы сделать результаты видимыми хотя бы виртуально.

В то же время есть и элемент случайности, который делает игры еще более затягивающими. В World of Warcraft и других подобных играх есть вероятность, что из поверженного врага "выпадет" крутой предмет. И игроки могут сутками бегать и убивать одного и того же монстра в надежде получить ценный меч или доспех. В Overwatch и Лиге легенд выпадают ящики, из которых можно получить уникальные облики персонажей (кстати, для Лиги легенд некоторые из этих обликов создавали в Луи Витон). По сути это не сильно отличается от одноруких бандитов в Лас-Вегасе. Даже звуковое сопровождение похоже. И такая непредсказуемость привязывает намного сильнее чем гарантированный результат (есть научные исследования на эту тему).

Не последнюю роль играют и виртуальные “поглаживания по голове”. В реальности нас мало кто хвалит (в нашей культуре это вообще не принято), а в играх мы герои и молодцы. И когда какая-нибудь принцесса, пусть и нарисованная, говорит “Чтобы я без тебя делала, Сергей, огромное тебе спасибо!”, ей хочется верить. Особенно на контрасте с жизнью, где нас зачастую пытаются мотивировать тычками и упреками, от которых еще больше хочется сбежать в виртуальность.

Но больше всего, конечно, затягивают командные игры. Где ты сражаешься не с компьютерными врагами (и хотя бы отчасти осознаешь что твоя победа искусственна), а с другими реальными людьми. Это и знаменитые "танчики", и игры вроде Лиги легенд или Доты, и разные стрелялки вроде того же Overwatch. Ко всем вышеперечисленным крючкам тут добавляется командность и соревновательность. Возможность победить другого, при этом не рискуя ничем кроме гордости. Причем неважно, победил ты в конкретном матче или нет – продолжать играть хочется в любом случае. Если выиграл, чувствуешь себя крутым и хочется победить еще раз. А если проиграл – хочется отыграться. Все это тоже зашито в нашей мужской природе и очень напоминает увлечение футболом, например. Только тут ты не просто смотришь, а сам играешь за свою команду. Хотя сейчас по компьютерным играм тоже и чемпионаты устраиваются и трансляции игр с комментаторами прямо как в обычном спорте. Это называется киберспорт. И это, пожалуй, единственная ситуация когда серьезное увлечение играми может приносить пользу. Но зарабатывают на этом единицы.

Главная проблема с играми заключается не в том что они отнимают время, которое можно было бы потратить на что-то более полезное в реальном мире. И даже не во вреде здоровью от сидячего образа жизни. Самое ужасное, что со временем ты подсаживаешься на эти виртуальные победы. И подтачиваешь реакцию системы подкрепления на реальные стимулы. Попросить босса о повышении? Проще завалить босса в игре. Тебя отвергает очередная девушка или пилит жена? Не беда, в играх куча прекрасных персонажей женского пола, которые всегда с тобой. У тебя нет друзей? Собери свой отряд в очередной игре. Ты неудачник по жизни? Будь героем в игре!

Также ухудшается способность адекватно переживать неудачи (видели возможно игроков впадающих в истерику от проигрыша). Думаю это связано с привычкой к легким победам и немедленным вознаграждениям.

И чем дальше, тем более серым и унылым начинает казаться реальный мир. Реальные награды манят все меньше, да и возможности их получить стремительно тают. Но это всего лишь искажение восприятия. И чтобы это преодолеть нужно осознанно учиться замечать краски в реальной жизни, чувствовать вкус и запах, быть в теле, замечать происходящее здесь и сейчас (а не на следующем уровне). Кстати, эти же приемы используют и при лечении других зависимостей.

Еще один побочный эффект от игр – это ухудшение контакта с телом и уход в голову. Это чем-то похоже на психологическую защиту под названием диссоциация, когда чтобы защититься от негативных эмоций человек отстраняется и воспринимает происходящее как будто бы со стороны (прямо как с персонажем в игре). Но в итоге это приводит к потере и позитивных эмоций тоже. Тут могут помочь разные физические активности, занятия телесными практиками и даже просто массаж.

Постепенно я все это осознал и смог практически полностью отказаться от игр. Всем так и говорил что я завязал. Но увы, много времени уже потрачено впустую. Что помогло мне бросить игры? Помимо понимания этих механизмов – расставание с девушкой, учет времени и занятия телесными практиками. Расставание, впрочем, было не из-за игр, а просто послужило мотивом что что-то в жизни надо менять. Учет же времени помог мне увидеть сколько часов я трачу на игры и ужаснуться. Это очень отрезвляет.

Если у вас или ваших близких есть проблема с играми и вы хотите ее решить, то я предлагаю попробовать следующее:

  • Не обвинять себя (и, соответственно, не обвинять другого) – против вас играет целая индустрия с огромными бюджетами
  • Посчитать сколько часов ушло на игры за неделю (цифра вас удивит)
  • Осознать, что игры специально созданы для того чтобы затягивать и постараться понять какие именно трюки создателей игр цепляют именно вас
  • Подумать чем их можно заменить (но учтите, что замена всегда поначалу будет менее привлекательной)
  • Восстановить контакт с телом (спорт, йога, массаж – все что помогает включить тело)

Лично мне это помогло.