Найти тему
Журнал "Фемида"

Права и обязанности пациентов

При обращении в медицинскую организацию человек становится её пациентом. Действующее законодательство наделяет как нас, так и медицинских сотрудников не только рядом прав, но и рядом обязанностей.

Давайте представим ситуацию: вы или кто-то из ваших знакомых попали в больницу и не до конца представляете, что вы вправе потребовать от врачей, а что входит в ваши обязанности. Для этого журнал «Фемида» подготовил для вас диалог с подругой, которая не совсем разбирается в правовой системе здравоохранения.

-2

— Представляешь, в течение недели я чувствовала себя плохо и меня положили в больницу! Как же я не люблю врачей и их злобные взгляды в масках. Ощущаю себя совершенно незащищённой.

— Не переживай, подруга. Помни, что ты имеешь полное право на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала. Их настроение и внешние факторы никак не должны отображаться на их работе и отношении к тебе. Всё будет хорошо!

— Кажется, я забыла свой кошелёк дома, и оплатить койку в стационаре не смогу. Как думаешь, меня выгонят и не будут лечить?

— Ты что?! Согласно Федеральному Закону от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания оплаты в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

— Да, ты была права, меня поместили в палату, где уже лежат две пациентки. Правда, грязь тут ужасная, ещё и тараканы ползают! Ты не знаешь случайно, могу ли я поменять комнату или хотя бы попросить устроить уборку?

— Да. Каждый пациент в РФ имеет право на обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям. То есть ты можешь попросить палату с достойными условиями для прохождения лечения.

— Всё-таки я задумываюсь о смене поликлиники и прилегающего к ней стационара, уж больно далеко от моего дома. Но разрешат ли мне?

— Согласно статье 21 Закона «Об охране здоровья граждан», ты имеешь право на выбор лечебного учреждения. При выборе поликлиники в необходимом объёме возможно получить информацию о рассматриваемой медицинской организации и её деятельности, а также о врачах, уровне их образования и квалификации.

— А вдруг врач меня попросит оплатить лечение или вместо положенной бесплатной помощи заменит её платными услугами?

— Не переживай, замещение бесплатной медицинской помощи платными услугами недопустимо. Предложение оплатить гарантированную государством бесплатную медицинскую помощь является нарушением твоих прав, не стесняйся сказать об этом врачу и отстоять свою позицию, ведь на твоей стороне закон.

— Интересно, а какие услуги являются бесплатными по полису ОМС?

— По базовой программе в рамках ОМС это:

- первичная медпомощь, которая включает профилактику, диагностику, лечение заболеваний, ведение беременности;
- скорая помощь;
- паллиативная помощь;
- анализ гормонов щитовидной железы;
- помощь при ожирении;
- ЭКО;
- обеспечение лекарствами в стационаре;
- консультация узкого специалиста;
- стоматологические услуги: получение анестезии, лечение кариеса, удаление зубных отложений, обучение гигиене полости рта под руководством специалиста;
- МРТ, КТ и УЗИ (только по назначению врача);
- прививки (вакцину против инфекции, внесённой в Национальный календарь прививок, можно также получить бесплатно).

— Что если мне назначат лечение или лекарства, на состав которые у меня аллергия?

— Это маловероятно, ведь врач-специалист обязательно должен узнать у тебя о возможных аллергических реакциях перед тем, как выписать рецепт.

— Если честно, мне не очень нравится подход к терапии моего лечащего врача, но так неудобно об этом сообщить. Как думаешь, что делать?

— В этом нет твоей вины, и ты имеешь полное право заменить врача с учётом его согласия, ведь речь идёт о твоём здоровье. К тому же, в случае требования пациента о замене лечащего врача руководитель отделения или медицинской организации должен содействовать выбору пациентом другого, более подходящего врача.

— Уже четыре дня испытываю жуткие боли в области печени, но медсестра сказала, что всё обойдётся. Как думаешь, ещё долго предстоит терпеть?

— Ни в коем случае не терпи боль! Ты имеешь право на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами.

— Врач сказал, что я не иду на поправку и что следует рассказать о диагнозе и регрессирующих сведениях родителям, но я так не хочу их беспокоить… Я в полном замешательстве!

— Не стоит так переживать. Ты имеешь право на сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии своего здоровья, диагнозе и иных сведениях, полученных при обследовании и лечении. За тобой остаётся выбор лиц, которым в твоих интересах может быть передана информация о состоянии здоровья.

— Я тут подумала… Что, если операция у моей соседки пройдёт неудачно, ведь ей придётся платить за лечение и дополнительные лекарства немалые деньги, а в наше время обстановка в стране и так оставляет желать лучшего.

— Не всё так печально, как ты думаешь. Каждый пациент имеет право на возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи. И каждый пациент добровольно подписывает информированное согласие на медицинское вмешательство, где прописаны возможные побочные эффекты и трудности при восстановлении. Если и происходят неудачные операции, то пациенты имеют право на допуск к ним адвоката или иного законного представители для составления акта о нарушении прав и последующей защиты.

— Моя соседка, глубоко верующая мусульманка, попросила допустить к ней в палату священника, на что в ответ получила отказ. Интересно, правомерно ли здесь поступили?

— Нет, этот отказ не совсем соответствует «букве закона». Каждый пациент, независимо от религии и вероисповедания, имеет право на допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.

Помни, что в случае нарушения твоих прав как пациента, ты можешь обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, где оказывается медицинская помощь; в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации либо в суд.

— Мы всё о правах, да о правах… Каковы же мои обязанности как пациентки?

— Прежде всего потенциальный пациент должен заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, больше двигаться и не переедать, исключить вредные привычки, заниматься профилактикой заболеваний. В определённых случаях граждане обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, которые представляют опасность для окружающих, в определённых случаях обязаны проходить медицинское обследование и лечение и заниматься профилактикой этих заболеваний. А граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определённый на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.

-3

Реализация пациентом своих прав не должна препятствовать медицинскому персоналу в выполнении профессиональных обязанностей, создавать неудобства для других пациентов и, тем более, нарушать их права. Пациенты обязаны предоставлять врачу полную и достоверную информацию о своем здоровье, соблюдать общепризнанные правила и нормы поведения в общественных местах, выполнять все назначения и рекомендации лечащего врача.

Помните, что так или иначе часть нашей жизни всегда будет связана с законом и правом. А чтобы не ударить в грязь лицом, не навредить окружающим или самому себе, читайте статьи «Фемиды» и узнавайте больше о правовой сфере, ведь это — жизнь.

Текст: Анастасия Федорченко.