Звезда пленительного счастья. СССР, 1975. Режиссер Владимир Мотыль. Сценаристы: Владимир Мотыль, Олег Осетинский, Марк Захаров. Актеры: Ирина Купченко, Алексей Баталов, Наталья Бондарчук, Олег Стриженов, Эва Шикульска, Игорь Костолевский, Александр Пороховщиков, Олег Янковский, Василий Ливанов, Иннокентий Смоктуновский, Владислав Стржельчик, Игорь Дмитриев и др. 22,0 миллиона зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Владимир Мотыль (1927-2010) поставил 10 полнометражных игровых фильмов, три из которых («Женя, Женечка и «катюша», «Белое солнце пустыни» и «Звезда пленительного счастья») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Премьера романтической драмы «Звезда пленительного счастья» стала одним из главных культурных событий 1975 года. «Золотые перья» страны заинтересованно и эмоционально обсуждали фильм Владимира Мотыля на страницах кинопрессы.
Высоко оценивая фильм, выдающийся литературовед, культуролог и кинокритик Лев Аннинский (1934-2019), писал, что «стиль прямых парадоксальных образных сопоставлений вообще свойствен режиссеру Владимиру Мотылю: в его лучших картинах «Женя, Женечка и «катюша», «Белое солнце пустыни» патетика прорывается иной раз почти сквозь фарс, сквозь каскады легкой поэзии, сквозь узор... Так из парадоксального монтажного кружения фильма, из карусели штыков, мазурок и метелей встают три великих судьбы, три человеческих лица» (Аннинский, 1975: 2). Аннинский Л. Санкт-Петербург – Нерчинск // // Советский экран. 1975. № 24. С. 2.
Знаток истории декабристского движения Натан Эйдельман (1930-1989) относя к «Звезде…» амбивалентно: «Вот этот факт был на самом деле, этого не было — загибаю пальцы, бросаю... Художника должно судить по законам, им самим над собою признанным. … Педагоги, лекторы, чтецы, режиссеры хорошо знают: Трубецкая, Волконская, Муравьева и другие декабристки — тема беспроигрышная, стойкий читательский и зрительский спрос на нее значительно превышает «предложение»… Фильм окончен. «А в целом», как пишут в конце отзывов на диссертацию... Да есть ли в целом? Да надо ли? Надо. Целое есть, но в нем, правда, не помещается весь фильм: немалая часть остается за... Для меня целое — это музыка, французский язык, ощущение бесконечной дороги, это Трубецкая и Цейдлер, это Анненковы — сын, мамаша. Полина! Это печаль, общее, невысказанное, во ощущаемое чувство истории, далеко выходящее за 1825—1828. Понравился ли фильм? Да. Нет. Три раза слеза набегала...» (Эйдельман, 1975: 5). Эйдельман Н. Чувство истории // Советский экран. 1975. № 24. С. 5.
Наиболее строгим в оценках оказался литературовед и кинокритик Станислав Рассадин (1935-2012): «Пусть художник жертвует сложной многокрасочностью ради одной краски – мы и это примем. Но здесь-то, в фильме, словно бы трудились два художника, притом несогласованных друг с другом: один вытеснял прозу жизни «чистой» поэтичностью, а обусловленность бытом – невесомой условностью комедии; другой шел путем «утяжеления» материала, выбирая мрачноватые цвета аскетизма, стоической жертвенности, подвижничества… Возникла жанровая эклектика. Цвет времени утратил цельность – ведь если разложить радугу на составные цвета, радуги уже не будет. … Мне кажется, фильму недостало углубленности в своеобразие эпохи, и, вероятно, это главная причина эклектики, того, что легкость отделилась от драмы: первая теперь граничит в легкомыслием, а вторая вышла однотонно-мрачной, непросветленной. … Талант всегда прекрасен, и, может быть, это с особой остротой сознаешь тогда, когда он сам себя ограничивает, хватает за локти, уходит от наиболее естественного самовыявления» (Рассадин, 1976: 81, 84, 91). Рассадин С. Фантазия на тему // Искусство кино. 1976. № 5. С. 76-91.
Уже в постсоветские времена киновед Лидия Кузьмина писала, что «Звезда пленительного счастья» «по праву заслужила любовь зрителей: в ней режиссеру удалось сочетать обычно малосовместимые возвышенную любовную романтику и историческую конкретику… Лишь на первый взгляд «Звезда…» - истории яличных взаимоотношений, прежде всего это взгляд на эпоху со всеми её сложностями и противоречиями. Удачно выбранный ракурс – сквозь призму любовных историй главных героев - позволил легко вовлечь зрителей в мир прошлого, избежать дидактичности и прямолинейности, часто свойственных историческим фильмам» (Кузьмина, 2010: 329). Кузьмина Л. Мотыль Владимир Яковлевич // Кино России. Режиссерская энциклопедия. Т. 1. М.: НИИК, 2010. С. 327-330.
Итак, это были мнения литературоведов, киноведов и историка. А каковы Ваши мнения о фильме «Звезда пленительного счастья», уважаемые читатели?
Александр Федоров, 2020