Сегодня мы подбираемся к одной из главных тем нашей жизни – смерть и отображение её в кинематографе.
Фильм «Фонтан» исследует смерть глубоко и с любовью. Это метафорическое описание того, как устроена наша жизнь – как всей человеческой общности в целом, так и каждого конкретного человека.
Это фильм – сказка, фильм – миф, где сплелись в один цельный клубок разные философские концепции. В нем отразилась и восточная идея о реинкарнации, буддийские концепции о великой пустоте и растворении эго, попытка разобраться в значении мифов майя о Шибальде и Древе Жизни - и много других пластов.
Понятно, что при таком обилии смыслов и метафоричности описания – каждый увидит в этом кино что-то свое. Именно поэтому количество трактовок «Фонтана» в сети интернет огромно. Многие из них друг другу противоречат, а некоторые мы представим в этом обзоре.
Это не значит, что мы с ними согласны, но единого мнения по поводу такого масштабного творения Аранофски быть и не может. Наша цель – лишь поднять пласты смыслов, затронутые в фильме, на поверхность, показать контекст, в который помещены архетипические образы, чтобы каждый внутри себя мог обнаружить ответы на главные вопросы своей жизни. Или хотя бы про них задуматься.
В фильме Даррена Аранофски "Фонтан" (2006) мы сталкиваемся с экзистенциональным ужасом человека перед смертью и отчаянными попытками принять её неизбежность.
"Я не умру не здесь! Не сейчас! Никогда!" - кричит главный герой в лицо надвигающемуся врагу.
На примере судьбы героя (Хью Джекман), мы наблюдаем путь эволюции человеческого сознания к мудрости через боль и ошибки, сквозь столетия и жизни.
Картина существует одновременно в трех реальностях: Испании времен конкисты, нашим временем и далёком будущем. Все эти реальности переплетены между собой и события в каждой из них влияют на другие.
Настоящее
В одной из реальностей, биохимик Томас Крео лихорадочно ищет лекарство от рака, чтобы спасти умирающую жену. Она в это время, изучает мифы майя, смотрит по ночам на небо в поисках света умирающих звёзд, где возрождаются души и пишет книгу о поисках Древа Жизни.
Томас отрицает приближающуюся смерть жены, он бросает ей вызов. Жертвуя последними часами с любимой, он тратит все силы и время на испытание вакцины от рака. Идея бессмертия, сохранения жизни становится для него важнее самой жизни и ее даров. Аронофски подводит нас к мысли, что смысл жизни в том, чтобы жить, а не в том, чтобы жить вечно. В этом одно из посланий фильма.
Мудрая Иззи, угасающая от рака, наполнена глубокими внутренними переживаниями, в которых -любовь и принятие неизбежного конца.
Она делает мужа главным героем своей книги, пытаясь через судьбу этого персонажа передать Томасу своё смирение и трепет перед неизбежной смертью как глубочайшим мистическим опытом. Она готовится к Переходу и старается подготовить к нему Томаса, ведь последнюю главу этой книги он должен будет написать и пережить сам.
Прошлое
События книги Иззи – это вторая параллельная реальность «Фонтана». Королева Испании гонима инквизицией и просит своего рыцаря отправиться в Южную Америку отыскать Древо Жизни.
Сок этого дерева дарует бессмертие. Рыцарю предстоит столкнуться с сопротивлением жрецов майя и потерять отряд, но, раненый, он достигает сакральной цели в глубине джунглей.
Там, величественное и прекрасное, в золотистом сиянии, его встречает Древо, словно возникшее из эдемских садов. И он узнаёт, что такое "вечность", вкусив его сока...
Будущее
Третья реальность представляет собой стеклянную сферу в космическом пространстве. Внутри сферы - помудревший уже Томас, последний человек, который долгие века живет наедине с Древом жизни.
Будущее, представленное в фильме – очень сильный архетипичный образ, где прямо и контрастно противопоставлены смерть и бессмертие, безграничность космоса и ограниченность маленького отдельного «я» человека.
И одиночество – как осознание несоразмерности этих масштабов. Томас, словно заключенный, делает насечки на руке, отмечая этим прошедшие года или столетия.
Но даже бессмертие не бывает вечным. Дерево засыхает и, чтобы его возродить, тем самым, дав толчок для нового начала угасшей человеческой цивилизации, герою придется пожертвовать вечностью и сдаться, наконец, смерти, погрузившись в мифическую Шибальду.
Так капля падает обратно в океан, становясь всей водой сразу. И здесь мы подошли к главной идее фильма. Бессмертие возможно, но не через продление отдельной человеческой жизни, а только, сознательно отказавшись от неё… Маленькое человеческое эго обретает долгожданный покой лишь растворившись в своем блистательном источнике, а ценой этому служит разрушение границ «человеческого кокона».
Для достижения истинного бессмертия нужно принести в жертву свое "я" этого бессмертия жаждущего...
Визуал и музыка
Нельзя не отметить потрясающую визуальную часть фильма, которая, в сочетании с пронзительной музыкой погружает во вселенную «Фонтана» как в транс. Благодаря этому, просмотр фильма становится мистическим опытом, наполненным глубиной чувств и озарениями. Наблюдая за грандиозными процессами умирания и возрождения, мы сами переживаем состояния, близкие к катарсису.
#фонтан #даррен аронофски
Телеграм-канал @КиноСтранник
#фильмы #фонтан #даррен аронофски