Найти в Дзене
Кино Странник

Фильм "ФОНТАН" - приятие смерти

Оглавление

Сегодня мы подбираемся к одной из главных тем нашей жизни – смерть и отображение её в кинематографе.

Фильм «Фонтан» исследует смерть глубоко и с любовью. Это метафорическое описание того, как устроена наша жизнь – как всей человеческой общности в целом, так и каждого конкретного человека.

Это фильм – сказка, фильм – миф, где сплелись в один цельный клубок разные философские концепции. В нем отразилась и восточная идея о реинкарнации, буддийские концепции о великой пустоте и растворении эго, попытка разобраться в значении мифов майя о Шибальде и Древе Жизни - и много других пластов.

-2

Понятно, что при таком обилии смыслов и метафоричности описания – каждый увидит в этом кино что-то свое. Именно поэтому количество трактовок «Фонтана» в сети интернет огромно. Многие из них друг другу противоречат, а некоторые мы представим в этом обзоре.

Это не значит, что мы с ними согласны, но единого мнения по поводу такого масштабного творения Аранофски быть и не может. Наша цель – лишь поднять пласты смыслов, затронутые в фильме, на поверхность, показать контекст, в который помещены архетипические образы, чтобы каждый внутри себя мог обнаружить ответы на главные вопросы своей жизни. Или хотя бы про них задуматься.

-3

В фильме Даррена Аранофски "Фонтан" (2006) мы сталкиваемся с экзистенциональным ужасом человека перед смертью и отчаянными попытками принять её неизбежность.

"Я не умру не здесь! Не сейчас! Никогда!" - кричит главный герой в лицо надвигающемуся врагу.

На примере судьбы героя (Хью Джекман), мы наблюдаем путь эволюции человеческого сознания к мудрости через боль и ошибки, сквозь столетия и жизни.

Картина существует одновременно в трех реальностях: Испании времен конкисты, нашим временем и далёком будущем. Все эти реальности переплетены между собой и события в каждой из них влияют на другие.

Настоящее

-4

В одной из реальностей, биохимик Томас Крео лихорадочно ищет лекарство от рака, чтобы спасти умирающую жену. Она в это время, изучает мифы майя, смотрит по ночам на небо в поисках света умирающих звёзд, где возрождаются души и пишет книгу о поисках Древа Жизни.

Томас отрицает приближающуюся смерть жены, он бросает ей вызов. Жертвуя последними часами с любимой, он тратит все силы и время на испытание вакцины от рака. Идея бессмертия, сохранения жизни становится для него важнее самой жизни и ее даров. Аронофски подводит нас к мысли, что смысл жизни в том, чтобы жить, а не в том, чтобы жить вечно. В этом одно из посланий фильма.

Мудрая Иззи, угасающая от рака, наполнена глубокими внутренними переживаниями, в которых -любовь и принятие неизбежного конца.

Она делает мужа главным героем своей книги, пытаясь через судьбу этого персонажа передать Томасу своё смирение и трепет перед неизбежной смертью как глубочайшим мистическим опытом. Она готовится к Переходу и старается подготовить к нему Томаса, ведь последнюю главу этой книги он должен будет написать и пережить сам.

Прошлое

-5

События книги Иззи – это вторая параллельная реальность «Фонтана». Королева Испании гонима инквизицией и просит своего рыцаря отправиться в Южную Америку отыскать Древо Жизни.

Сок этого дерева дарует бессмертие. Рыцарю предстоит столкнуться с сопротивлением жрецов майя и потерять отряд, но, раненый, он достигает сакральной цели в глубине джунглей.

Там, величественное и прекрасное, в золотистом сиянии, его встречает Древо, словно возникшее из эдемских садов. И он узнаёт, что такое "вечность", вкусив его сока...

Будущее

-6

Третья реальность представляет собой стеклянную сферу в космическом пространстве. Внутри сферы - помудревший уже Томас, последний человек, который долгие века живет наедине с Древом жизни.

Будущее, представленное в фильме – очень сильный архетипичный образ, где прямо и контрастно противопоставлены смерть и бессмертие, безграничность космоса и ограниченность маленького отдельного «я» человека.

И одиночество – как осознание несоразмерности этих масштабов. Томас, словно заключенный, делает насечки на руке, отмечая этим прошедшие года или столетия.

-7

Но даже бессмертие не бывает вечным. Дерево засыхает и, чтобы его возродить, тем самым, дав толчок для нового начала угасшей человеческой цивилизации, герою придется пожертвовать вечностью и сдаться, наконец, смерти, погрузившись в мифическую Шибальду.

Так капля падает обратно в океан, становясь всей водой сразу. И здесь мы подошли к главной идее фильма. Бессмертие возможно, но не через продление отдельной человеческой жизни, а только, сознательно отказавшись от неё… Маленькое человеческое эго обретает долгожданный покой лишь растворившись в своем блистательном источнике, а ценой этому служит разрушение границ «человеческого кокона».

Для достижения истинного бессмертия нужно принести в жертву свое "я" этого бессмертия жаждущего...

-8

Визуал и музыка

Нельзя не отметить потрясающую визуальную часть фильма, которая, в сочетании с пронзительной музыкой погружает во вселенную «Фонтана» как в транс. Благодаря этому, просмотр фильма становится мистическим опытом, наполненным глубиной чувств и озарениями. Наблюдая за грандиозными процессами умирания и возрождения, мы сами переживаем состояния, близкие к катарсису.

#фонтан #даррен аронофски

Телеграм-канал @КиноСтранник

#фильмы #фонтан #даррен аронофски