Ответом на проблемы при освоении сложных для обработки земель, стал трактор Т-4. Серийное производство было налажено в 1965 году на Алтайском тракторном заводе.
Машина относилась к тяговому классу 4 т и, ввиду относительно высокой стоимости, не стала массовой. Несколько раз трактор модифицировали и выпускали на протяжении сорока с лишним лет.
Последние экземпляры произведены в 1998 году. Из-за ряда проблем оценить, сколько было выпущено экземпляров популярной техники, пока не представляется возможным.
Двигатель
Первая версия, получившая заводскую маркировку А-01МСИ-1, в процессе производства претерпела ряд изменений, коснувшихся эксплуатационных качеств.
Дальнейшие модификации получили, соответственно, маркировку А-01МРСИ-1 и А-01МКСИ-1. Но основные параметры агрегатов остались на прежнем уровне:
- Мощность, на моторах ранних годов выпуска достигавшая 110 л. с., впоследствии увеличена до 135 л. с. (99 кВт). Такие показатели изначально обеспечивали трактору Т-4 повышенную тяговооружённость, чем у других тракторов выпускавшихся в СССР в середине шестидесятых годов.
- Конструктивная масса – 1150 кг. Вес с учётом мощности двигателя, не становился препятствием для использования.
- Рабочий объём – 11,15 литра при диаметре цилиндров 130 мм и ходе поршней 140 мм.
Частота вращения коленвала (номинальная) составляет 1700 об/мин, а запас крутящего момента оценивается в 25%. Несмотря на мощность и размеры, агрегат демонстрирует низкий – 163 г/л. с. в час – расход топлива.
Лучший показатель среди тракторных двигателей такого класса, производившихся в СССР. Специалисты, которым доводилось эксплуатировать рядные шестицилиндровые двигатели, знают, что такие моторы с исключительно ровными тяговыми характеристиками и сбалансированы.
Единственным серьёзным недостатком считают повышенную шумность, требующая установки шумоизоляции.
Трансмиссия и подвеска
Максимальная скорость – 9,17 км/час – оказалась скромной. По этому параметру Т-4 уступает другим гусеничным тракторам, производившимся одновременно с ним в нашей стране.
Но низкая скорость компенсируется высоким коэффициентом тяги. В конструкции полужёсткой подвески применены технические решения, аналогичные решениям, использованным на тракторах Т-100м и Т-130.
В задней части гусеничные тележки связаны жёстко закреплённой осью. В задней – опираются на поперечную рессору. С учётом дорожного просвета в 380 мм, система подвеса гусеничных тележек обеспечивает проходимость.
Зависимый вал отбора мощности и развитая раздельно-агрегатная система позволяют устанавливать на трактор Т-4 навесное оборудование.
- Плуги с пятью корпусами.
- Агрегаты для сплошного культивирования и бороны.
- Однозубые рыхлители.
- Косилки и сеялки.
- Навесные корчеватели.
Массогабаритные характеристики
На приемлемом уровне и габариты. При длине 4445 мм Т-4 имеет ширину 1962 мм и высоту 2585 мм. Суммировав отзывы кому доводилось эксплуатировать модификации популярной модели, получим картину достоинств и недостатков трактора.
Достоинства
- Проходимость, обеспечиваемая тяговыми характеристиками двигателя, конструкцией подвески и подбором передаточных чисел коробки передач.
- Мощная отопительная система, позволяющая эксплуатировать технику даже в сильные морозы.
- Обзор и герметичность кабины на машинах последних годов выпуска.
- Ресурс дополняемый доступностью запасных частей. Ведь выпуск модели продолжался до 1988 года, а двигатели семейства А-01 производятся и сегодня.
Недостатки
- Малый запас прочности штатных гусениц.
- Низкий ресурс и трудность замены фрикционных лент.
Трактор Т-4 сложнее в обслуживании других тракторов, производившихся одновременно с ним в СССР. Но это ещё не повод отказываться от использования зарекомендовавшей себя машины, которую ещё встречают в хозяйствах.
Мы продолжаем цикл статей о тракторах. Если вас интересует эта тема, читайте дальше, и вы узнаете много нового. Какими преимуществами обладает трактор Т-25? Как устроена на Т-40 коробка передач?
🚜 Источник: traktorwork.ru
Ставьте 👍! Обязательно нажимайте «Подписаться»! 💪