Найти тему
pro.жильё

Как выходят из самоизоляции игроки рынка недвижимости

Оглавление

Руководители крупных компаний о выходе из карантина

Источник изображения Pixabay.com
Источник изображения Pixabay.com

9 июня столица совершила кульбит и резко отменила большую часть карантинных ограничений. По всей стране начался постепенный процесс выхода из самоизоляции. Пока четких указаний от властей не поступает, каждая компания ищет свой путь оптимального возвращения к нормальной жизни. Мы спросили у крупных игроков рынка недвижимости, как это происходит у них.

Как компании возвращают сотрудников в офисы

Александр Козлов, коммерческий директор «Концерн РУСИЧ» вспоминает, что движение к нормальной жизни стройки начали с 12 мая. «Постепенный выход из карантина в нашей строительной отрасли начался с 12 мая, когда официально была возобновлена работа на строительных площадках. В том числе и в нашем проекте — квартале «Новые Котельники». Офисные сотрудники продолжают работать удаленно до особого распоряжения. Уже на сегодняшний день у нас происходит поэтапное возвращение в рабочий режим. Первыми с соблюдением всех санитарных норм вышли строители, сейчас ожидается возвращение на места офисного персонала», — отмечает эксперт.

Источник изображения Pixabay.com
Источник изображения Pixabay.com

Максим Лазовский, руководитель компании по продажи загородной недвижимости в Подмосковье «Дом Лазовского», рассказывает, что он успел вывести в офис всех сотрудников. «Мы начали работу сразу после распоряжения мэра города Москвы. Первыми вышли на работу специалисты отдела продаж, через неделю пресс-служба и маркетинг. Последними мы подключили дизайнера и программиста — им было легче справляться со своими задачами онлайн. После завершения самоизоляции в офис выходят все — для нас крайне важна командная работа и синергия в коллективе», — говорит Лазовский.

Генеральный директор ГК Атлант Роман Лябихов признается, что на работу вышли все сотрудники, так как большинство из них связаны с процессом стройки. «Функционал большинства сотрудников связан непосредственно со строительством или с продажами. Поэтому все наши офисы продаж стали работать в полном объеме. А работа строек началась еще раньше», — вспоминает эксперт.

Никита Пальянов, директор по маркетингу ГК «Абсолют Строй Сервис» рассказывает, как в компании наладили систему дежурств для постепенного возвращения офисов к жизни. «Мы выбрали стратегию поэтапного выхода из карантина. Сначала это было поочередное дежурство менеджеров отделов продаж. При этом они проводили встречи с клиентами в офисе. С 8 июня, после отмены ряда ограничений в Петербурге, наш офис продаж работает по стандартному графику с 10.00 до 19.00. О работе отдела мы сообщили в СМИ, социальных сетях и на сайте», — рассказывает Никита Пальянов.

Источник изображения Pixabay.com
Источник изображения Pixabay.com

Директор по продажам и маркетингу корпорации «Мегалит» Андрей Кириллов также говорит, что все сотрудники вышли из карантина. «Первым возобновил свою работу офис продаж на объекте “Приморский квартал”. Через несколько дней открылись и офлайн-офисы продаж. Многие покупатели считают посещение места строительства обязательным этапом, и теперь такая возможность снова появилась. О начале работы наших офисов мы сообщали на сайте, через СМИ и социальные сети. Так как эпидемиологическая ситуация еще не нормализовалась, прием посетителей ведется строго по предварительной записи с необходимыми интервалами для влажной уборки и дезинфекции помещений, а также с соблюдением социальной дистанции и использованием средств индивидуальной защиты», — делится эксперт.

Директор по маркетингу ГК «Ленстройтрест» Ян Фельдман рассказывает, что в компании ввели запись на визит в офис и такси для клиентов. «Наши офисы продаж на объектах «Янила», «Юттери» и IQ Гатчина некоторое время назад уже вышли на «докарантинный» график и открыты ежедневно. Мы принимаем клиентов, соблюдая рекомендованные меры безопасности. Все сотрудники обеспечены средствами индивидуальной защиты.

Наш центральный офис на Миллионной и у метро Ладожская в БЦ “Самоцветы” также можно посетить по предварительной записи. Для многих покупателей принципиально важно перед покупкой увидеть объект своими глазами, и мы создали для них такую возможность. Чтобы обеспечить безопасность наших клиентов, мы заказываем им такси от дома до объекта и обратно. Наши менеджеры проводят для клиентов персональные экскурсии, как в онлайн-режиме, так и в офлайн», — рассказывает специалист.

Эдуард Тиктинский, президент Группы RBI рассказывает, что выходить из карантина компания будет со всей возможной осторожностью. «Мы приняли решение возвращаться в офис, только когда ситуация с заболеваемостью значительно улучшится: как по явному превышению количества выздоравливающих по сравнению заболевающими, так и по резерву свободных мест в стационарах (50%). Пока что мы вернули для клиентов возможность встретиться с нашими менеджерами на объектах по предварительной записи», — рассказал спикер.

Андрей Брауде, директор управляющей компании RED, Екатеринбург, рассказывает, что на работу в компании разрешили выйти только владельцам собственных авто. «11 мая часть нашего коллектива вернулась в свои офисы и продолжила работать с соблюдением всех санитарных требований. Ежедневно сотрудникам измеряют температуру. Мы работаем в масках. Все встречи и переговоры максимально переведены в режим телеконференций. В офисах компании и на наших объектах мы установили санитайзеры.

Отметим, что в офисы вернулись лишь те сотрудники, которые передвигаются на автомобилях или живут недалеко от работы. Мы не можем рисковать здоровьем коллектива, поэтому сразу исключили поездки на общественном транспорте», — подытожил эксперт.

Останется ли часть сотрудников на удаленке и после карантина

-4

После карантина компании разделились на два лагеря. Первые намерены вернуться к привычному офисному формату работы для всех сотрудников. Других самоизоляция научила тому, что на удаленке сотрудники могут работать не хуже, чем в офисе. Они готовятся частично перевести на «домашнюю работу» часть коллектива, сэкономив таким образом на содержании офиса и рабочих мест.

Никита Пальянов отмечает, что их компания относится к первому лагерю. «После завершения периода самоизоляции, мы намерены вернуться к полноценной работе в офисе, предварительно протестировав всех сотрудников на наличие антител к вирусу. Оставлять какие-либо отделы не удаленке не планируем. Так же, как и каких-либо структурных изменений», — уверяет эксперт. Этой же позиции придерживается Максим Лазовский.

Ян Фельдман — за более индивидуальный подход. «Опыт удаленной работы показал, что есть ряд задач, которые удобнее решать онлайн. Для их обсуждения совсем не обязательно собираться вместе в одном помещении. Можно делать это дистанционно, что никак не снижает эффективность. Онлайн-формат позволяет одновременно просматривать необходимые документы и общаться с коллегами. Возможно, технические вопросы мы продолжим обсуждать дистанционно и после пандемии. Но все, что касается более эмоционального обсуждения — мозговые штурмы, выбор планировок, обсуждение архитектурных решений — лучше, когда команда собирается вместе. Для творчества важна некая синергия. Когда вы находитесь рядом, помогаете друг другу выстроить мысль, генерируются креативные идеи. В таких процессах крайне важна энергетика, без нее мы получим просто проект, выполненный в соответствии со СНИПами, но без изюминки», — считает эксперт.

Готовы изменить режим работы и в RBI. «Практически все сотрудники компании за последние 2,5 месяца перешли на удаленку. Часть из них, согласно опросу, не против работать в таком режиме и дальше. И мы рассматриваем такую возможность: например, создание зоны коворкинга для сотрудников, посещающих офис лишь в определенные дни, а основную часть времени работающих из дома», — рассуждает Эдуард Тиктинский.

Александр Козлов предлагает смотреть на результаты работы на карантине каждого конкретного сотрудника. Не потерял в эффективности, трудясь из дома — можешь продолжать в том же духе. «Все зависит от результатов работы сотрудника, который пожелает остаться на удаленном формате. Известно, что офисный режим дисциплинирует. Но есть специалисты, которые показывают свою эффективность, работая из дома. В таком случае, возможно, стоит рассмотреть удаленный формат работы. Однако это индивидуально и обсуждается в частном порядке», — полагает эксперт.

Как изменился формат работы с клиентом на карантине

Источник изображения Pixabay.com
Источник изображения Pixabay.com

«Главное, чему нас научил карантин — гибкость, оперативность и внимание к цифровым технологиям. Эти принципы мы и далее будем применять во взаимодействии с клиентами», — отмечает Максим Лазовский.

Роман Лябихов заметил возросшую лояльность клиентов к онлайн-сделкам. Однако очные встречи, по мнению эксперта, они не заменят. «Возможность получать ряд услуг удаленно была и до карантина. Да, за время самоизоляции покупатели в целом стали лучше воспринимать удаленные консультации и онлайн-услуги (например, по регистрации сделок). И, возможно, часть покупателей в дальнейшем будут ими пользоваться. Однако многие по-прежнему предпочитают приехать в офис продаж и пообщаться с менеджером лично. Возможно, онлайн-услугами станет пользоваться несколько больше клиентов, но далеко не все. Поэтому никаких изменений в технологии взаимодействия не планируется. И сейчас у клиента по-прежнему будет выбор», — говорит Роман Лябихов.

С ним согласен Никита Пальянов. «Покупка квартиры никогда не перейдет в онлайн на 100%: некоторым для принятия решения необходимо своими глазами увидеть расположение объекта, оценить локацию и так далее. Видео и фото не смогут дать объемную картину, которая требуется покупателю», — считает эксперт.

Ян Фельдман присоединяется к предыдущим ораторам, но все же сделал ставку на дистанционные сделки. «Мы прогнозируем рост объема дистанционных сделок, это случилось бы рано или поздно и без пандемии. Но текущая ситуация значительно ускорила этот процесс и подтолкнула рынок к развитию формата. Мы продолжим использовать инструменты дистанционных сделок не только с иногородними покупателями, но и с клиентами из Петербурга и Ленобласти, если они выразят такое желание. Так как одно из очевидных преимуществ таких сделок — это экономия времени. Многие этапы ускоряются, когда вместо встречи в офисе вопрос решается по видеосвязи. Но принципиальных изменений во взаимодействии с клиентами не произойдет: мы знаем, что для многих все еще комфортнее традиционный формат общения, с личными встречами и посещением объекта», — полагает спикер.

Когда удастся выйти на докарантинные показатели

Источник изображения Pixabay.com
Источник изображения Pixabay.com

В целом представители отрасли настроены оптимистично. Роман Лябихов отмечает рост спроса на новостройки. «Все зависит от спроса и ситуации на рынке недвижимости. В настоящее время мы видим большой интерес к новостройкам, в частности — по причине накопления отложенного спроса, льготной ипотеки и использования инвестиций в недвижимость для сохранения накоплений. Соответственно, во многих проектах растет количество сделок и цены», — считает Роман.

Андрей Кириллов уверяет, что вернуться к стандартным цифрам «Мегалит» сможет уже в первый летний месяц. «Выйти на докарантинные обороты планируем уже в июне. По итогам мая количество сделок значительно увеличилось по сравнению с “карантинным ”апрелем. Это стало возможно, благодаря эффективному сотрудничеству с банками по программе льготной ипотеки с господдержкой, которая простимулировала спрос и интерес покупателей к новостройкам», — признается Андрей Кириллов.

По словам Яна Фельдмана, «Ленстройтрест» уже догнал и перегнал собственные планы. «По итогам мая мы уже вышли на плановые показатели и даже превысили их на 17%. Спрос поддержала программа субсидирования ипотечной ставки до 6,5% и наши собственные акции и скидки. Например, мы запустили уникальную для рынка новостроек Петербурга и Ленобласти программу длительной рассрочки на восемь лет. Наши клиенты могут прийти в офис продаж, имея на руках 20% от полной стоимости квартиры, и оформить рассрочку, погашая остаток ежемесячными равными платежами. При этом, пока дом строится, размер регулярных выплат может быть снижен до 20 тыс. рублей. Процент, начисляемый на остаток, составит 0,95% ежемесячно», — рассказывает эксперт.

«Также, мы продолжаем делать ставку на конкурентные преимущества наших проектов: качество строительства, разнообразие квартирографии, функциональные планировки, комфортная благоустроенная среда во дворах, спортивная инфраструктура, высокий уровень сервиса управляющей компании и тому подобное. Как показывает наш опыт, эти аспекты часто являются решающими при выборе клиентом квартиры, а также при принятии решения о повторной покупке, — перечисляет Ян Фельдман. — Время пандемии показало, что квартира, в которую приходят только переночевать, очень быстро теряет свою ценность. Квартира должна быть местом, где комфортно проводить долгое время всем членам семьи. В мае наши проекты пользовались высоким спросом, так как им удается соответствовать запросам времени», — подчеркнул эксперт.

Эдуард Тиктинский также поделился с Magenta.Today, что компании RBI удалось сохранить спрос, благодаря уникальным характеристикам своих комплексов. «Что касается «докарантинных оборотов», то наша компания — премиальный девелопер, даже в сегменте комфорт-класса. Мы создаем уникальные продукты, и они пользуются популярностью даже в текущих условиях. На сегодня объемы продаж близки к докарантинным, а по некоторым объектам (EcoCity и «Русские сезоны») даже выше. Но как ситуация будет развиваться дальше, зависит от того, насколько просядет платежеспособный спрос и как много новых объектов застройщики будут выводить при поддержке банков», — рассказал спикер.