Найти тему
Плёнки и винил

Необъяснимые моменты в романе «1984»

Оглавление

Роман-антиутопия «1984» английского писателя Эрика Артура Блэра, предпочитавшего трудиться под скромным псевдонимом Джордж Оруэлл, становится всё популярнее во всём мире на фоне нерадостных исторических процессов. Его цитируют, экранизируют, трактуют и продолжают. Но порой кажется, что с сюжетом не всё однозначно: в нём время от времени попадаются совершенно нелогичные моменты. Возможно, правда, у читателей материала найдутся для них свои объяснения – делитесь ими в комментариях.

Кадр из экранизации 1984 года.
Кадр из экранизации 1984 года.

1. Кто говорит на новоязе?

В тексте романа часто упоминается newspeak, или новояз, на котором принято говорить в описанной антиутопии. В приложении к книге приведено лингвистическое обоснование и словарь этого нового языка, из которого выхолощены все абстрактные термины и субъективные переживания. При этом в самом сюжете нет ни одного героя, который бы говорил, писал или думал на новоязе, речь у всех богатая и эмоциональная. Зачем же он тогда понадобился?

2. О'Брайен смотрит сны Уинстона Смита?

На первых страницах романа рассказано, как главному герою Уинстону Смиту снился голос высокопоставленного члена внутренней партии О'Брайена, обещающего встречу там, где «нет тьмы». Нигде не говорится, что Уинстон с кем-то поделился этим сном или занёс запись о нём в дневник, который читала полиция. Но когда он намекает на этот сон при посещении О'Брайена, тот ничему не удивляется, как будто понимает, о чём речь.

Кстати, номер кабинета для допросов под пытками, 101, соответствовал номеру кабинета самого Оруэлла, который он занимал на радио Би-Би-Си. Ещё один не вполне понятный момент: что общего между Министерством любви и радиокорпорацией?
Кстати, номер кабинета для допросов под пытками, 101, соответствовал номеру кабинета самого Оруэлла, который он занимал на радио Би-Би-Си. Ещё один не вполне понятный момент: что общего между Министерством любви и радиокорпорацией?

Конечно, сон оказался пророческим: они встретились в застенках Министерства любви, где никогда не выключают электрическое освещение, чтобы мучить заключённых бессонницей.

3. Агент, который хотел быть раскрытым?

При первом посещении Уинстоном комнатки мистера Чаррингтона, которая потом станет местом его свиданий с Джулией, тот показывает Уинстону висящую на стене гравюру с видом Лондона и говорит: «Рамка привинчена к стене, но если хотите, я сниму». Уинстон отказывается, но как мы узнаём позже, за рамкой находился телекран, голос из которого будет руководить их с Джулией арестом. Если бы Уинстон вдруг сказал: «Да, снимите», агент сразу был бы разоблачён. Зачем он сам указывает на источник слежки, вместо того, чтобы отвлечь от него внимание?

Кадр из экранизации 1956 года.
Кадр из экранизации 1956 года.

Ещё почитать:

4. Полицейский не исполняет свои обязанности?

В связи с тем же агентом Чаррингтоном можно задаться ещё одним вопросом. Свободные отношения в Океании строго запрещены. Когда к агенту полиции приходит незнакомый мужчина, снимает комнату, а затем тайком приводит туда женщину, то обязанностью полицейского было немедленно задержать их. Зачем он ею пренебрёг и спокойно дал влюблённым неоднократно встречаться, рискуя навлечь на себя наказание?

Вероятно, иначе просто книга слишком быстро бы закончилась.

5. Что происходит с Джулией?

-4

После Уинстона Смита его возлюбленная Джулия – второй по важности персонаж. Однако о ней и её мотивах невозможно сказать ничего внятного, исходя из имеющихся описаний. Более того, в разных частях книги она ведёт себя совершенно по-разному. Например, в начале ничего не зная о Уинстоне, она подкидывает ему записку с признанием в любви. Это может повлечь за собой самые опасные последствия, и ей исключительно повезло, что Уинстон не донёс на неё.

Она устраивает первые свидания, буквально руководя каждым шагом Смита. Из этого можно заключить, что она сильная женщина, которая верховодит в отношениях. И судя по разговорам на свиданиях, она ненавидит партию и готова вступить в борьбу с ней.

Но с середины книги она становится необъяснимо пассивной и молчаливой, а когда Уинстон читает ей вслух книгу диссидента Голдстейна, настолько не интересуется её содержанием, что засыпает. Так каков же её характер и взгляды на политику?

Возможно, вы заметили и свои нестыковки или можете объяснить представленные? Комментируйте, давайте разбираться.