На днях написала о ролике, агитирующем явиться на голосование. Информирующем. Агитация у нас запрещена, вроде как. И «за» запрещена, и «против».
Пересказывать не буду, просто оставлю видео.
Я увидела в ролике обесценивание репродуктивного труда. А как ещё назвать обращение «сделай хоть что-нибудь» к женщине, которая весь день была занята бытом?
Но, как обычно, каждый увидел своё.
Некоторые увидели в моём тексте обесценивание труда мужчины. Мол, человек проявил политическую активность, сходил, проголосовал, а вы тут пишете об этом, будто это и не дело, будто полы мыть важнее.
Меж тем в статье нигде не сказано, что сходить на участок — не дело. Вот совсем нигде. Но кто-то идёт голосовать, отпахав полдня, а кто-то — полежав на диване. Впрочем, дело же не в том, что мужчина лежит. Пусть лежит. Может, человек в шахте трудится день и ночь и прилёг впервые за неделю. Да, даже и без шахты каждый имеет право полежать. Дело в том, что труд женщины на уровне государства и общества обозначен, как «ничего».
Некоторые углядели коварство домохозяек. Мол, домашняя работа, конечно, важна, но заниматься только репродуктивным трудом — паразитирование на честных налогоплательщиках.
И снова непонятно, где углядели про только репродуктивный труд. В ролике показан выходной. Ни слова о том, что женщина не работает. Вполне возможно, она отпахала свои сорок часов, потому и тратит весь входной на домашние дела. Более того, из видео неизвестно, работает ли мужчина. Разве не существует людей, которые не заняты ни репродуктивным, ни продуктивным трудом?
Но основная масса критиков высказалась в духе: «А у меня не так! А эта себе сама такого мужа выбрала».
И именно такие высказывания меня удивляют больше всего.
У вас дома может быть как угодно. И у каждого из нас. У меня тоже так никогда не было. Но это не имеет значения.
Есть позиция общества и государства.
Ты воспитываешь мальчика, чтобы было не так, но он приходит в детский сад, где пару лет дважды в год ставит утренники, где папа с газетой, а мама с тряпкой, но называется это: папа работает, а мама красивая. Ты воспитываешь дочь, чтобы умела и денег заработать, и гвоздь забить, а она приходит в автошколу и слышит шуточки инструктора про обезьян, она меняет школу, а новый инструктор регулярно опускает ладонь на её коленку, как бы случайно. Ты можешь быть прекрасным специалистом, а твой супруг готов делить с тобой время на больничных, но его при устройстве на работу об этом не спросят, а тебя — в большинстве мест. Ты можешь быть чайлдфри или иметь диагноз «бесплодие», но тебя могут легко не взять на желанное место, опасаясь твоего ухода в декрет. Твои дети могут быть воспитаны не так, но однажды они решат создать семьи, а их партнёры с виду и на словах будут не такие, а по факту очень даже, как в ролике.
Сейчас поменяют основной закон один раз. Это прецедент. Значит можно менять.
Завтра поменяют ещё раз. Официально закрепив там, к примеру, обязанность отцов содержать детей. За такое проголосуют десятки Тань и Ань, годами бьющихся за алименты, тянущих по две работы с минимальной зарплатой. А послезавтра вы придёте устраиваться на работу, а там скажут, что мужику нужнее. Он же обязан. А потом государство скажет, мол женщин работает меньше. Видно же, что работа противоречит природе. Давайте официально запретим. Как вам такой вариант?
Это всё кажется дикостью, да? Но есть прекрасный пример Ирана, где не так давно у женщин были все права, а теперь никаких. Там у них религиозные фанатики пришли к власти? У нас так не будет? Так у нас тоже в светском государстве в основной закон бога вписать желают. Я вот, например, в синагогу хожу. Там Иисус лжепророком зовётся. Мне как по конституции?
У любого из нас может быть так или эдак. Но кроме того, что лично у меня, важна позиция государства и общества.
К примеру, я не убиваю людей, вы не убиваете, ваши знакомые и друзья тоже в таком не замечены. Если отдельный кто-то считает убийство нормой для себя, это не так страшно для вас, если только ваши дорожки не пересекаются. Но это не страшно ровно до тех пор, пока государство и общество не считают убийства нормальными.
А наше государство явно сказало, что репродуктивный труд за дело не считается. И сказало оно это на языке, понятном большинству, у которого не возникло ни капли недоумения. Меня пугает именно это, а не отдельные ситуации в семьях.