— Прокомментируйте, пожалуйста, интересный репост записи Николь и Александра Кротовски на вашей странице Facebook. В нем говорится:
«Этот момент времени — не кара и не месть, а именно испытание — проверка на прочность, на вшивость. Лакмусовая бумажка, проявитель, сноп света, направленный с другой стороны на ткань нашего социума, чтобы стало видно, где мы прозрачны, а где непроницаемы. По результатам тестирования самое слабое звено — именно то, которым принято гордиться на саммитах и форумах. Экзамен провален по всем основным дисциплинам нашего общественного устройства: экономика, наука, медицина, образование, СМИ, международное сотрудничество, прогнозирование… Наши главные опоры оказались беспомощны, бесполезны и обременительны. Происходящее в эти недели — колоссальный цивилизационный артефакт, посадивший в лужу всю нашу глянцевую выставку собственных достижений. Система полностью дискредитировала себя — король голый. Ни отдельные люди, ни человечество в целом, а принятая модель нашего общежития. По факту она отправлена даже не на заслуженную пенсию, а просто уволена в связи с непригодностью без выходного пособия». Конец цитаты.
Александр и Николь — мои хорошие друзья. Они художники, писатели, режиссеры. Художник пользуется гиперболой, чтобы произвести шоковый эффект. Я сам скорее ученый, а ученые предпочитают строгую форму высказываний. Если я отнесусь к их высказыванию как к художественному, то скажу: «Классно, вдохновляет, пугает, заставляет задуматься».
Если я отнесусь к их высказыванию как к научному — то все не совсем так. По каким-то направлениям экзамены провалены, но это не абсолютный провал. Больницы продолжают лечить, детей продолжают учить, в магазинах есть еда. Как мне несколько дней назад сказал известный американский коуч и терапевт Тим Келли, с которым мы по этой теме дискутировали: «Проблема в десяти процентах того, что мы делаем». Проблема не в том, что вся система провальная, а в том, что десять процентов работают неправильно. Но это примерно так же, когда болит маленький зуб или когда палец порезал, то боль занимает 90% внимания в коротком моменте. Умрет ли человек от того, что у него болит палец или зуб? Вряд ли. Хотя ему будет плохо, надо будет лечиться — но это даже не смертельное заболевание.
Экзамен не провален, но мы его сдали не на пятерку, а на тройку. Системы оказались не готовы, но не радикально. Можно сравнить с историей европейской цивилизации в Италии или Франции. Эпидемия чумы «черная смерть» в 14 веке в Италии — это от 60 до 100% смертности, одна из самых летальных эпидемий в истории Европы. Сейчас у нас умирает, может быть, в пять раз больше людей, чем обычно в мирные времена. Но все равно смертность — меньше 1% населения. То есть относительно низкая летальность и опасность. Европа переживала шоки гораздо более суровые, несопоставимые с нынешним.
Поэтому я не считаю, что это провал. Это встряска. Я иногда называю это репетицией. Представим, что природа, чтобы нас встряхнуть, не коронавирус нам послала, а что-нибудь посерьезнее, типа той самой чумы? Если бы каждый второй из нас мог не пережить этот год?
Проблема в другом — и вот там как раз мы «проваливаем экзамен», но коронавирус тут вообще ни при чем. Дело в том, что мы вообще не понимаем работу биосферы. Мы часто думаем, что она такая «кладовая природы», в которой все лежит и ждет, когда мы возьмем это с полки. И вся природа неразумная — там есть глупенькие птички, глупые деревья, реки, которые текут согласно законам физики… Мы — цари природы, у нас у одних разум, мы богатствами природы распоряжаемся… Мы не способны помыслить, что биосфера может быть сверхразумна по отношению к нам. Что наш человеческий разум и наша человеческая культура могут быть, с точки зрения объемов информации и знания, которое мы имеем, во много-много раз меньше того, чем владеет Жизнь. И что, возможно, она гораздо-гораздо умнее нас.
Говорят иногда, что мы дети природы. Это буквально так и есть. Она нас породила, она нас направляла. А эпидемии — это такое воспитание человечества. Поэтому не нужно считать, что сейчас у нас катастрофа. Нет, у нас научение чему-то.
Я думаю, не случайно человечество было порождено природой, оно возникло не само по себе, а как результат эволюции. Биологи в 20 веке использовали идею «слепого часовщика»: вся эволюция происходит за счет случайности, каждый новый вид является результатом случайных мутаций, в результате этих случайных мутаций и естественного отбора как-то случайно возник и человек. А есть другое предположение, что у эволюции есть какой-то вектор, что она развивается каким-то определенным путем в сторону постепенного усложнения и увеличения разнообразия. Вероятнее всего, человек не является кульминацией эволюции, а только одним из ее этапов, и биосфера вполне могла «захотеть», чтобы мы появились. И то, что с нами происходит, как-то «контролируется» ее «волей». Это так называя телеологическая концепция, идея целенаправленной эволюции. Эволюционирует вся биосфера, не только отдельные виды, и в этой эволюции мы играем какую-то роль, а часть нашей задачи и роль нашего разума — осознать, что мы являемся планетарным видом, что мы влияем на другие виды; научиться тому, как брать ответственность.
В одном из наших разговоров с Александром и Николь у нас родился образ, который мы назвали «инициационный обряд». В древние времена в племенах, когда дети взрослели, им нужно было доказать, что они готовы нести ответственность за свое племя. Они должны были пройти через разные испытания, часто смертельные. Например, в Папуа-Новая Гвинея нужно прыгнуть со специально сконструированной вышки высотой десять метров на землю. Можно разбиться, а можно сгруппироваться и так прыгнуть, что отделаешься легкими ушибами. Пройдя через смертельную опасность, человек на выходе должен стать сильным, осознанным и ответственным.
Вот у нас сейчас инициационный обряд в масштабах всего нашего вида. И сейчас у нас первый, а не последний этап начавшегося испытания. Если мы через него пройдем, в том конце тоннеля нас ждет более осмысленная и счастливая жизнь.
— Резюмируя наше интервью: какие уроки человечество может извлечь из текущей ситуации?
Этих уроков очень много. Вопрос в том, кто будет их извлекать — правители, бизнесмены, лидеры гражданских движений, обычные граждане… С экологической точки зрения, один из уроков заключается в том, что наша даже небольшая пауза может привести к оздоровлению планеты. Другой урок — чтобы решать проблемы, надо сотрудничать. Третий урок — если нам нужно быстро измениться, мы можем это сделать. Например, быстрый переход в онлайн-режим говорит о том, что, если надо, мы можем решить проблему мирового характера за несколько месяцев. Просто для этого надо договариваться, и в обычное время находятся те, кто этой договоренности препятствует. Но когда вдруг это становится надо, мы можем поменять образ существования людей очень быстро.
— Не грозит ли нам откат в прошлое? Нет ли опасения, что прекратятся инвестиции в возобновляемую энергетику, развитие циклической экономики и тому подобное?
Конечно, такой риск есть. Не просто откат в прошлое, а откат в прошлое с усугублением. Потому что одна из угроз в том, что нынешний мировой карантин приведет к падению доходов населения во всем мире, многих людей уволили, компании сократили производство, впереди неопределенность, уже идет и будет усугубляться масштабный финансовый кризис. Нас ждет еще много неприятных событий в ближайшие годы. На этом фоне нам нужно преодолеть целый ряд испытаний нашего экологического мышления.
Например, есть дешевое решение — брать грязные технологии из 20 века и начать их массово применять. Потому что надо ведь в первую очередь людей от голода спасать, давайте ставить дешевые грязные заводы, дешевые системы производства энергии и так далее. Если для выхода из кризиса будет выбрана идея, что надо восстановить массовое промышленное производство, то это может привести даже к усугублению тех экологических проблем, которые у нас есть сейчас. Но есть и другой вариант: люди осознают свои ошибки, сократят потребление, перейдут к другой модели экономики — построенной на впечатлениях, общении и так далее.
— Нынешние города представляют из себя печальное зрелище. Расскажите, пожалуйста, о движении «Живые города», которое вы помогали создавать. Вы хотите современные «мертвые» города оживить? Или с нуля создавать города будущего?
И то, и другое, и третье. Надо оживлять существующие города, это первоочередная задача. Надо проектировать по-другому новые. Надо менять сознание, изменять систему промышленного производства, чтобы она была экологичной. А эта система может меняться только в том случае, если люди, живущие в городах, где находятся производства, будут заявлять о том, что их не устраивает нынешняя экономика. И начнут двигаться в сторону общества экологической ответственности.
Присоединяйтесь к онлайн-флешмобу «Дома тоже зелено»!
Мы собрали для вас лайфхаки, как начать двигаться в сторону более экологичной и осознанной жизни в комфортном для вас ритме прямо сейчас. Знакомьтесь с материалами и делитесь ими в социальных сетях с хештегами #доматожезелено #эковики.