Найти в Дзене
Вижу красоту

Фарфор Галины Дулькиной

Друзья, социальные сети мне напоминают о том, что 24 июня 2018 завершала работу выставка фарфора Галины Дулькиной «Солнцем полна голова» – мой кураторский проект в московском музее «Дом Бурганова». Представляю вам вступительную статью и иллюстрации каталога выставки, фото-хронику монтажа и фото-отчёт с торжественного открытия 16 мая 2018 года.
Скульптор Галина Дулькина
Скульптор Галина Дулькина

Друзья, социальные сети мне напоминают о том, что 24 июня 2018 завершала работу выставка фарфора Галины Дулькиной «Солнцем полна голова» – мой кураторский проект в московском музее «Дом Бурганова». Представляю вам вступительную статью и иллюстрации каталога выставки, фото-хронику монтажа и фото-отчёт с торжественного открытия 16 мая 2018 года.

Подробно с творчеством Галины Дулькиной и её биографией можно познакомиться на официальном сайте скульптора: http://galinadulkina.com/

Выставка планировалась на период с 17 мая по 10 июня 2018 года, но на радость устроителям и зрителям была продлена до 24 июня. Афиша менялась и вы можете увидеть её варианты с двумя сроками работы.

Выставка «Солнцем полна голова». Фарфор Галины Дулькиной

Галина Дулькина – молодой, но уже сложившийся, зрелый скульптор. В мае 2018 года она отмечает 15-летие своего творческого диалога с фарфором. В 2003 году на выходе к дипломному проекту по итогам обучения в Московской Государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова Галина впервые испытала свои силы в пластическом моделировании из этого драгоценного материала королей!

Потому и на афише, и на обложке каталога выставки, мы видим коронованную особу. Лучезарность Короля-Солнца дополняет поэтическое название «Солнцем полна голова». Название скульптуры, вынесенное и в заголовок выставки, позаимствовано у певца и актёра Ива Монтана.

В 1956 году книгу с таким названием знаменитого француза перевели на русский и опубликовали в СССР. Название переносит нас в Приморские Альпы, в Прованс, в городок Сен-Поль де Ванс – там была свадьба Симоны Синьоре и Ива Монтана, там жил и похоронен Марк Шагал, там родился замысел этой скульптуры.

Галина Дулькина ведёт творческий диалог с наследием русского авангарда 1920–1930-х годов, вдохновляется начинаниями Витебской художественной школы Марка Шагала и Казимира Малевича, продолжает манифест агитационного фарфора в построении нового совершенного мира во вселенском масштабе. Пластический строй скульптурных композиций автора характеризуется искусствоведами как новый кубизм и постсупрематизм.

Эстетское колористическое решение скульптур и декоративных блюд, использование в росписи изысканно холодной платины, горящего глянцевого и матового золота с цировкой, сближает произведения Галины со стилистикой роскошествующего европейского Ар-Деко, стремящегося построить новую Утопию и фабрику грёз. Эта идиллия игры особенно ярко представлена в серии работ «Клоуны».

Галина Дулькина создаёт единичные в количестве экземпляров фарфоровые скульптуры. Автором взято за правило выполнение одной модели в двух-трёх, реже в четырёх-пяти экземплярах, и они не будут расписаны по шаблону. Такие скульптуры становятся желанными экспонатами личных коллекций. Программно они возрождают кабинетную пластику как предмет интеллектуального диалога в пространстве игр разума домашней библиотеки. Представленные на выставке и в каталоге 24 произведения из частных собраний подтверждают актуальность творческой концепции.

Геометрически стилизованные, крупномасштабные головы – «Солнцем полна голова» (2017), «Постсупрематический Король» (2010), «Император» (2009), «Меломан» (2009) – уже сразу узнаваемые как характерные только для творчества Галины Дулькиной, предназначены продолжить традицию постановки бюста мыслителя в рабочем кабинете или в пространстве приватной библиотеки.

Гранёная форма голов отсылает не только к кубизму и супрематизму, но и к пластически обобщённым головам в рисунке Альбрехта Дюрера, к выявляющей пространственную глубину обрубовке Экорше Жана-Антуана Гудона. Перспективно очерченные скульптуры задают ренессансный вектор движения вовне, в космос, в вечность.

В 2009 году Галина в память об ушедшем из жизни любимом писателе Василии Аксёнове выполнила скульптуру «Стиляга». Ей повезло в жизни и довелось один раз буквально пару минут поговорить с Василием Павловичем, пожать ему руку, и подписать несколько книг. Посвящённая писателю и живущая в пространстве скульптура – возможность продолжить разговор. Скульптура особенно любима и дорога автору.

Глубоко личную тему самосознания и рефлексии на философские вопросы «Кто мы? От куда? И куда мы идём?» представляют произведения из цикла «Читающие Тору»: «Свиток» (2017) и «Мужчина из Боро Парка» (2016). С разработки религиозно-национальной темы сразу всерьёз и успешно начался профессиональный путь. В Академии имени С. Г. Строганова на обсуждении дипломной работы «Память сорока веков» признанный скульптор, народный художник России Наталья Николаевна Богданова сказала: «Могли ли уважаемые члены комиссии лет двадцать назад предположить, что мы увидим такую работу, на такую тему...».

Галина Дулькина благодарит за встречу и благословение на творческий путь Марию Бурганову, заслуженного художника России, действительного члена Российской Академии Художеств, профессора Московской Государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова. Ещё в раннем детстве чуткие и внимательные родители Галины увидели, что из кусочков деревянной рейки, трёх гвоздей и проволоки она смастерила фигурку слоника. Его показали бабушке Татьяне Иосифовне Дулькиной – знатоку и хранителю отечественной керамики, посвятившей жизнь собиранию и изучению коллекции Государственного исторического музея. Бабушка отвела внучку к Марии Бургановой, преподавателю «Строгановки». Она то и предположила, сообщив родителям и бабушке, что ребёнок станет скульптором. Как говорит Галина, «занятия и общение с Марией Александровной дали мне очень многое, и сейчас я чувствую её внимание». Забота учителя продолжается. И вот успешные результаты 15-летия творческой деятельности Галины Дулькиной представляет выставочный зал Московского государственного музея «Дом Бурганова».

Иван Гольский, куратор выставки, член Ассоциации искусствоведов (АИС), кандидат философских наук

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ясчастлив