Добрый день, друзья. С вами Алексей Коновалов. Давайте сегодня снова поговорим о русских языческих обычаях. О свадьбе, например?
По свидетельству нашей Начальной летописи, у русских не существовало одинаковой традиции заключения брака. У полян практиковался привод невесты вечером к жениху, у древлян ещё существовала древнейшая форма брака—умычка. Летописец отрицал существование брака у древлян, хотя здесь же сообщал, что молодёжь на игрищах совещалась, после чего происходила умычка, возможно, умыкалась та девушка, которая изъявляла согласие на это. Конечно, у язычников не было такого понятия, как христианское таинство венчания, но существовала связь мужчины и женщины, с совместным проживанием и взаимными обязательствами. У древлян в обычае было многожёнство, были такие, что имели по две и три жены, вероятно, люди состоятельные (Летопись по Лврентьевскому списку,СПБ 1872 год, страница 12—13). У самого князя Владимира до его крещения было очень много жён. В поучении новгородского епископа Ильи-Иоанна (1165—1185 годы) содержится полный перечень форм заключения языческого брака:
1. Привод невесты в дом жениха вечером.
2. Умычка.
3. Наложничество.
4.Случайная связь.
Одной из первых забот нового, христианского государства была забота об устройстве семьи на христианских началах. В урегулировании брачного вопроса были заинтересованы и церковь, и государство. В первые века христианства светская власть в лице князей не были компетентны в некоторых вещах, к которым язычество было безразлично, но которые шли вразрез с христианскими требованиями. В числе таких требований был и брак. Гражданская власть поручила церкви вести брачные дела, как это видно из устава Владимира и Ярослава. Но хотя светская власть передала ведение брачных дел церкви, князьям всё же приходилось разбирать дела, в основе которых лежали запутанные семейные отношения. Таковы бфли дележи наследства после смерти главы семьи. Как поступали в этом случае наши князья, говорит устав новгородского князя Всеволода Мстиславича (до 1136 года). В этом уставе есть статья о долях наследования имущества между детьми от первой, второй, третьей и четвёртой жены. Языческие традиции и языческие формы брака были ещё так сильны в XII веке, что светская власть считала необходимым принимать во внимание народные традиции, и детям от третьей и четвёртой жены выдавалась "прелюбодейная часть". Дети от третьей и четвёртой жены были законными в глазах гражданской власти, хотя наследовали меньшую часть по сравнению с детьми первых двух жён своего отца. А впрочем, возможно, в этих делах проявлялась христианская гуманность, признающая, что дети не в ответе за слабости своего отца.
На этом позвольте раскланяться, дорогие друзья, всего вам доброго, не болейте, берегите себя и своих близких.