Найти тему
Классическая ГИТАРА

Какие ключевые знания требуются, чтобы играть джаз?

Послушаем пару мнений музыкантов.

Steve Roberts, «изучаю джазовую импровизацию, играю на трубе с 1979 года».

Нет такого «секрета», который позволил бы войти в джаз легко. Вы должны делать две вещи во время своих занятий:

  • Попрактикуйтесь в своих гаммах, ладах, паттернах и прочем — как можно большим количеством разных способов.

Тренируйте части гамм, каждую иную ноту, поднимайтесь, опускайтесь, переворачивайте музыку вверх дном. Как бы вы ни хотели выучить этот материал быстро, вы просто не сможете. Почему? Потому что для того, чтобы импровизировать и звучать хорошо, нужно играть интуитивно. Единственный способ добиться этого — убедиться, что материал, который вы играете по привычке, не задумываясь, звучит ещё и музыкально.

Таким образом, вам нужно интегрировать в вашу память гаммы (играемые целиком и частично), лады и паттерны, снимая чьи-то удачные соло каждый день. Только тогда всё это войдёт в ваше подсознание так, что вы сможете вызвать это в любой момент интуитивно, не раздумывая слишком много. Да, и когда вы делаете всё это, играйте с джазовым, а не с прямым ритмом.

  • Дайте себе право облажаться, когда импровизируете. Вот где чрезмерно прилежные ученики проигрывают: они слишком боятся совершить ошибку, потому что потратили слишком мало времени на то, чтобы научиться полагаться на своё подсознание, вместо этого ломая голову над каждой отдельной нотой.

В целом, это подход «инь-янь», когда вы занимаетесь:

  • Встроить музыку в своё подсознание, снова и снова чувствуя все эти ноты под пальцами.
  • Ковыряться и дать себе разрешение сыграть «ошибочно».

Еще одна вещь: не нужно бездумно играть гаммы вверх и вниз. Гамма — это инвентарь для импровизации. Не надо просто ходить вверх и вниз по этому шаблону. Прыгайте, играйте случайным образом, используйте узкие, широкие интервалы, проходящие звуки и так далее. Меняйте ритм, удлиняйте, укорачивайте. И попробуйте сделать это музыкальным.

Если вы не тренировали ноты в гамме, вы не сможете применить их во время импровизации. Вы можете подумать, что у вас всё в порядке с нотами из гаммы До, но можете ли вы импровизировать, вставляя туда случайные ноты из гаммы Си? Гаммы Ля бемоль? Сможете ли вы сыграть три ноты из гаммы, а затем арпеджио аккорда?

Да, и слушайте много джаза.

Alex Johnston, «занимаюсь теорией музыки, музыкальными технологиями и музыковедением».

Джаз — это сложно.

Слушайте музыку, изучайте теорию (книга Mark Levine «Jazz Theory Book» по джазовой теории — неплохая точка отсчёта, но в идеале вы должны найти кого-то, кто вас научит) и много практикуйтесь.

Нет никакой замены для тяжёлой работы. Единственное, что вам нужно сделать, это полюбить музыку: если вы на самом деле не хотите играть эту сложную мелодию, если вы учитесь джазу только потому, что думаете, что «должны», не собираясь работать упорно — вы никогда не научитесь.

Слушайте столько джаза, сколько сможете. Если вы изучаете историю музыки, от этого она станет несколько более понятной. Если вы можете услышать, как бибоп развился из свинга, бибоп будет иметь намного больше смысла для вас. Но ничто не может заменить изучение теории.

Учтите то, чего не осознают многие любители джаза: джаз вовсе не прекращался в 1965 году или около того. Вы должны продолжать слушать музыку с конца 60-х, 70-х, 80-х и 90-х годов до сегодняшнего дня.

В наши дни люди делают нереальные вещи в джазе, смешивая его с хип-хопом и перекомпоновывая поп-песни просто неземными способами. В целом люди делают вещи, которые всегда делал джаз, а именно — охотятся за свежей кровью невинной, новой популярной музыки и возрождаются в новой жизни, чтобы сеять хаос в ушах и двигать задницей!

Найдите джазовых музыкантов и заплатите им, чтобы они научили вас. Не говорите себе, что есть «простое секретное знание», потому что такого знания нет. Чтобы играть эту музыку, нужны годы практики и опыта.

И со всей практикой и опытом под своим поясом вам придётся постоянно идти дальше и постоянно прыгать в неизвестность.