О ЦА, стратегии, лояльности и вовлечённости.
— Это такая игрушка — пазлы.
— Она поломана!
— В этом и смысл, Альф. Ты должен её собрать.
— Чего это? Я её не ломал!
Альф
Пожалуй, это лучшая цитата из старого сериала про лохматого инопланетянина, что встретилась для следующего размышления.
Проще собрать что-то с нуля, чем починить поломанное или перестроить устоявшееся. Корпоративной культуры и внутренних коммуникаций это касается в полной мере. И чтобы не оказаться таким же инопланетянином в своей компании нужно учитывать несколько важных вещей.
Одно дело, если мы приходим в компанию, которая не знала никаких активностей, кроме посиделок за пивом и корпоративных праздников, другое — прийти в организацию некогда, если не избалованную, то насытившуюся мероприятиями.
Много — не значит, круто!
Квизы, гонки героев, футбол, производственные разминки, конкурсы с ценными призами — о чём мне только ни рассказывали сотрудники на новом месте. Рассказывали и... махали рукой — "10 менеджеров по коммуникациям за 2 года, над нами будто ставили эксперимент", а потом начались проблемы финансовые и внутрикомм отпустило.
Печально, но это отзыв из моей реальной практики. Много активностей — это хорошо, но то, что не понятно, на какую ЦА они ориентированы — совсем не круто!
И это первый момент, о котором забывают и на который забивают, увы, не только новички в погоне за планами и отчётом перед руководством: "Я СДЕЛАЛЬ!" Давайте говорить с сотрудниками, давайте собирать обратную связь. К — коммуникации — наша работа!
А мы не против!
Второй, не менее важный аспект, — кого и как мы принимаем на должность специалиста по коммуникациям. Педагог допобразования, учитель географии, фитнес-инструктор, журналист — список предшественников могу продолжить, но остановлюсь на ошибке. Руководство умыло руки в вопросе: "Пусть хоть что-то".
А между тем ВК — это стратегия. Да с отступлениями, но хотя бы с каким-то драфтом.
И здесь мне вспоминается самая пьяная свадьба в моей жизни. Одноклассник позвал не самого профессионального тамаду, который в неловких паузах предложил одной половине зала говорить: "Давайте выпьем!", а второй отвечать: "А мы не против!" Свадьба, как говорится, прошла, а осадочек остался.
Так и моих бедных новоиспечённых коллег штормило по волнам непредсказуемых активностей, ну а если нет — всегда можно "выпить".
Не всё коту Масленица
Мысль третья: мои предшественники в погоне за развлечениями упустили важный объединяющий момент — как бы канцелярски ни прозвучало, но... ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ.
Это я подхожу к двум близким и в то же время отдельным понятиям — ЛОЯЛЬНОСТИ и ВОВЛЕЧЁННОСТИ.
Лояльность — это хорошо. Любить компанию, любить коллег, любить то, что делают для тебя...
Но круто — это вовлечённость. Когда любовь к компании не за бонусы и не на словах. Когда ты вступаешь даже в заведомо проигрышный спор о репутации работодателя. Когда ты в группе волонтёров идёшь на корпоративный субботник, помочь в социальных программах. Когда ты поддерживаешь идеологию в позитивном смысле слова, ценности, PR- и HR-бренды.
И хотя этот момент попал у меня на третью строчку, он должен стоять первым при определении того, какие коммуникации мы хотим выстроить.
Резюме:
Коротко о главном. На личном опыте.
1. Знакомимся с ЦА и прежними инструментами.
2. Проводим опрос: что нравилось, что нет, чего бы хотелось.
3. Отфильтровываем хотелки и составляем рейтинг, чем займёмся в первую очередь. Будет отлично, если привлечём хотя бы по одному человеку из каждого отдела. Создадим некий "профком" с лидерами мнений. Они помогут с планами, так как лучше знакомы с ЦА.
4. С готовыми данными накидываем приблизительный план и идём согласовывать с руководством. Наша линия может отличаться от линии партии, особенно в её отсутствии.
5. Выстраиваем мероприятия, комбинируя развлечения с ценностными и имиджевыми составляющими. Аккуратно, каждый раз анализируя отклик и поведение ЦА.
6. Ну вот опять первое на последнем месте! Каждый раз помним, что наша работа — лояльность и ВОВЛЕЧЁННОСТЬ сотрудников, подкреплённая имиджем компании, руководства и нашим личным.
Удачи, целеустремлённости и нового опыта, чтобы не попасть просто в номинацию "... и конкурсы интересные".