Посмотрела этот фильм по призыву Сергея Николаевича Лазарева, которого считаю своим гуру, духовным учителем.
Фильм понравился, но больших прозрений во время просмотра не возникло. Лишь четкое понимание того, что реализация главного героя случилась именно благодаря соединению восточного и западного мировоззрения. Подумала, что вряд ли смогу что-то сформулировать внятное о фильме и буду ждать расшифровки от гуру, а все собственные рассуждения мне пришлось бы высасывать из пальца. Мне казалось: если во время фильма озарений не возникло, значит, они не восприняты душой и не зашли в душу. Но всё-таки, стало интересно хотя бы попробовать расшифровать этот код.
В итоге, трое суток я не могу остановиться. После первой ночи проснулась с мыслью, что всё вчерашнее надо переписывать. Не кардинально, а дополнить более глубокими слоями прозрений. Драманализ превратился в громадный текст на 10 листов, лонгрид. Благодаря фильму я нашла название для своего блога, который давно хочу начать, но не знала с чего.
Второй день писала и редактировала драманализ. Под конец дня одно слово в одной-единственной фразе зацепило меня, и я поняла, как связан этот фильм с главной Заповедью Христианства. Разобралась, добавила эту мысль в конце статьи, но вопрос остался открытым, не додуманным. Я решила, что не следует притягивать к этому фильмы все заповеди и примерять на него. Опубликовала. Но что-то во мне не останавливалось: пошли мысли уже о самом авторе, а как он сам воспринимал этот сюжет, что он-то хотел сказать. У меня возникли определенные разногласия с автором в вопросе приравнивания фашизма к социализму. Стала рассуждать об этом и пришла в уныние, ибо драманализ никак не завершался, его надо было дополнять ещё одним срезом трактовки. Решила, что не буду ничего публиковать, трактовки рассыпаются и не собираются в пучок, и не под силу мне осмыслить их.
Но драманализ, как живое существо, жил своей жизнью и просился на свет. Ночью не могла заснуть, болел желудок, встала, зажгла свечу, молилась о своих проблемах. И вдруг поняла, что смысл фильма Доннесмарка не в том, что на поверхности… Оказывается, смысл именно в том, незакрытом вопросе о соответствии Главной Заповеди, Но оказалось, что этот дополнительный вопрос оказался ключевым! Когда я поняла это, то желудок резко успокоился, и я спокойно-преспокойно заснула и спала долго и счастливо, как младенец.
СЛОИ СМЫСЛОВ
Фильм многослоен, но этого не замечаешь, настолько он легок и органичен, смотрится на одном дыхании, хотя длится 3 часа.
Вот эти 5 слоев, которые неплохо показаны в фильме и образуют единое целое, живую ткань. Они - как матрешка: суть одна и та же, но масштабы разные.
1) Личная биография героя,
2) История его семьи,
3) Творческий путь героя,
4) Политическая картина,
5) Мировоззренческий фактор
6) Творчество и мировоззрение автора фильма – фон Донесмарка.
В чем единство всех этих слоев? «Нет людей, есть идеи». Идее не важно, как и во что воплощаться, - она всегда воплощается во всем, чего касается. Нельзя сказать, что идея отражается только в произведении искусства, и никак не отражается в биографии героя – нет, так не бывает. Она формирует всё, что с ней связано и что её носит в себе – она формирует и судьбу главного героя, его характер и поведение, она же родила и его картины.
Биография героя – это обретение прозрения в виде нового мировоззрения (идея абсолютного единства всего, теория всего). И далее трансляция этого импульса: через биографию, через историю его рода, через историю поиска творческого стиля, через картины, через политическую историю.
Мы видим судьбу семей главного героя и его жены: оба рода пришли фактически к вымиранию. Он был единственным выжившим – тётя и два дядьки погибли молодыми во время войны, отец повесился после войны. Его жена была единственным ребенком знаменитого отца, однако оказалась бесплодной. Герой находит творческий подход, через который он смог транслировать миру свою главную идею и мировоззрение. И тогда вопреки приговору врачей его жена смогла родить ребенка. Его творчество стало озарением и правдой, которую многие ждали: картины несли посыл абсолютного единства, показывали какими страшными бывают последствия разрыва этой связи, они призывали к восстановлению единства и исцелению души.
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ ФАКТОР ФИЛЬМА
В фильме ничего не говорится о Боге, главный герой не религиозен, и тема религии вообще никак не затронута. Но автор проводит мысль, что настоящее искусство – иррационально, приходит свыше, справедливо, прозорливо, в общем, имеет все признаки того, что мы обычно называем Божественностью.
Подумалось, что искусство – язык Бога, доступный всем, не обязательно религиозным людям, и даже не умеющим читать. Когда религия выродилась и зашла в тупик, именно творческие люди, через искусство устанавливали связь с Богом. И, кажется, что герой фильма именно этим и занимается всю жизнь. Язык образов говорит с подсознанием, даже если сознание не понимает ничего, что нарисовано. На языке нерелигиозного героя фильма и нерелигиозного общества его посыл звучит так: «Связь всего со всем", «Теория всего», ощущение абсолютного единства всего. Своё творчество художник называет «Работа без авторства», наверное, потому, что, ощутив единство всего, он понимает: ему по-настоящему ничего не принадлежит, и настоящий автор – выше. Диалектика, однако: он ставит своё имя на работах, но при этом творческий подход (использование чужих фотографий) предполагает, что соавторами являются все.
Из информации, из «теории всего», рождается искусство. Из искусства рождается жизнь. Странно: обычно мы привыкли считать, что искусство рождено жизнью, а здесь наоборот. Когда герой смог реализовать свою поистине религиозную миссию в творчестве, тогда же у него родился ребенок и его род стал жизнеспособен.
В поведении главного героя, в его судьбе, я неожиданно увидела реализацию Заповедей Блаженства.
1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие небесное. Когда рациональность в обществе берет верх, тогда искусство компенсирует это повышенной иррацинальностью. Искусство противоречит рациональности, если она пытается заменить Бога. И искусство побеждает.
2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Плачущие – это слабые и бессильные. Герой часто выглядит именно таковым. Но удивительно, как он кротко и смирено воспринимает это своё состояние – никому не предъявляет претензии, не злится, не ищет виноватых. Он с одной стороны отстранен и кроток. А с другой – деятелен и активен.
3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Герой не испытывает унижения от того, что он, уже являясь признанным художником в ГДР, вынужден был мыть полы, мигрировав в ФРГ. Ирония судьбы в том, что в свое время его отец, рассчитывавший на директорство в школе, вынужден был мыть полы на фабрике. Отец не вынес этого унижения и повесился. А герой смог относиться спокойно. Возможно, потому что у него было умиротворение внутри. И не только близкая возможность реализации своего таланта утешала его, но и глубинная гармония, которая открылась ему и формировала его жизнь и характер.
4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Диалектичность героя, его умиротворенность наблюдается во многих проявлениях. Например, он, ощущая определенную негативную роль свекра в своей судьбе не занимается расследованиями, обвинениями. И, как ни странно, он невольно уличает свекра через случайное помещение на одну картину своей тёти, свекра и нацистского идеолога.
5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Это ведь, феномен: хорошая дочь у отца-негодяя и палача. Если бы победители нацистов применяли к ним их же нацистские принципы, то согласно евгенике, верящей во всемогущество генов, как материальных носителей наследственности, - нацистских потомков также надо было бы казнить или стерилизовать, чтобы нацистские идеи не возродились. Но мудрость судьбы была в том, что нацисты сами себя стерилизовали. И это прекрасно показано в фильме: дочь палача стала его же жертвой, которую он стерилизовал. Так воплотилась программа самоуничтожения. Но самое удивительное, что потомки злодеев способны стать святыми. Дочь отрабатывала грехи рода: в виде смирения перед бесплодием и тем, что помогла реализоваться мужу, который нес идеи единства и через искусство помогал людям исцелять свои души…
6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Бога узрят – наверное, в этом и есть квинтэссенция картины. Без религии, без проводников, но из истории семьи и народа взялась эта связь, будто из земли выросла. Открытый всему, ничего и никого не осуждающий, не боящийся, не злящийся человек обретает залог этой связи, в виде откровения в юности, и затем воплощает эту связь, делая её видимой для людей.
7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Настоящее искусство объединяет противоположности, как миротворец. Так, настоящие шедевры рождаются на стыке коллективного и индивидуального, в диалектике, в борьбе двух противоположностей. Главный герой вырос в послевоенной социалистической Германии, а реализоваться смог только в капиталистической Западной Германии, куда тайно мигрировал. Индивидуализм также необходим для таланта, потому что ребенку нужны оба родителя. При социализме таланты пестовал суровый отец Коллективизм, на Западе – добрая мать. В обоих случаях – неполные семьи. У отца дети забитые, у матери – развратные. И все обречены на страдания.
8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.
Изгнанными за правду можно назвать и самого Курта, и его тетю Элизабет, когда они отстаивали глубокий смысл и высшую рациональность иррационального искусства.
СООТВЕТСТВИЕ ГЛАВНОЙ ЗАПОВЕДИ
Обнаружив, что главный герой, оказывается, невольно, подсознательно соблюдает все Заповеди Блаженства, я пришла к вопросу, а есть ли в его поведении соблюдение главной заповеди?
Главная заповедь Христианства: «Возлюби Бога превыше всего и возлюби ближнего как самого себя». Вторую часть мы видим: герой ощущает единство со всеми, реализовывает себя, добивается успеха – в общем любит и всех, и себя. А первой части нет, ибо герой нерелигиозен. И тут возникают вопросы: не превратится ли со временем его принцип «Теория всего: абсолютное единство» во что-то богохульное, мертвящее душу и дьявольское? Нужно ли, обязательно ли понятие Бога или достаточно этих принципов? Придет ли герой к осознанной вере в Бога? И эти вопросы поставили меня в тупик… Зная, что режиссер причастен к Мальтийскому орден, а тот как-то связан с масонами и сатанистами, мне стало не по себе…
Перефразирую вопрос: Возможно ли соблюсти вторую часть заповеди без первой, то есть возлюбить себя и ближнего одинаково, если не любишь Бога? А если любишь, но не веришь в Бога?
Заповедь не призывает «верить в Бога», она призывает Любить Бога. Вера в Бога и Любовь к Богу – наверное, это не одно и то же? Можно ли любить Бога, не зная о нем, то есть не исповедуя религиозную веру в Бога?
Не будет ли разваливаться и вторая часть, как это происходило в истории христианской цивилизации: то себя любим, а других ненавидим, то другим служим, а себя угнетаем. Возможно ли такое, что залогом соблюдения второй части этой заповеди в гармонии и целостности и является свидетельством соблюдения первой, главной части? Скорее всего так и есть. Только при соблюдении первой части заповеди (возлюби Бога), возможно полное исполнение второй части – одинаково любить и себя и ближнего, видимо, вследствие того, что ощущаешь единство в Боге. Возлюбить ближнего как самого себя невозможно, если душа не открыта Богу и не верит в него. Но ведь сознанием мы можем этого и не понимать, не уметь правильно назвать это состояние. И центральная мысль фильма, подтверждает: не стоит верить рациональному, сознательному, прямой логике. Не все, кто говорит о Боге, любит его. И наоборот: не обязательно говорить и знать о Боге, чтобы любить Его душою. Возможно, что Вторая часть главной заповеди есть некое проверочное упражнение, признак, по которому можно понять исполнение Первой части. Ведь душу напрямую мы не чувствуем, а потому нуждаемся в индикаторе. Не зря, получается, Иисус сказал про вторую часть заповеди: «вторая же подобная ей». Что может означать: Бог во всем, и в ближнем, и в тебе.
Итак, получается, что главный герой любит Бога, сам не зная об этом! Он исправил в своей душе путь для Бога, он открыт для Бога. Получается, что знание о Боге, вера в Бога и религия, - все это не обязательно для Любви?
2. Полная фраза Христа о главной заповеди звучит именно так, и каждое слово не напрасно: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.»
Я натолкнулась на то, что Иисус говорит о том, что любить Бога надо не только сердцем. Любить надо на всех трех уровнях, в том числе и разумением. То есть знать, верить, исповедовать и проповедовать. «Что такое вера», я вдруг поняла именно из этого контекста, в ходе рассуждений о том, чем вера отличается от Любви. Верит, значит «знает»: при этом ощущения души выражены в мыслях и утверждениях, на уровне сознания (разумения). Итак, вера - это уже не только подсознательно ощущаемая душою Любовь, но и явное, сознательное утверждение о существовании Бога. Не зря говорят, что «Вера – это уверенность в невидимом», то есть знание о том, что невозможно предъявить и доказать. Согласно Задорнову, этимология слова ВЕРА – это «ведающие (бога) Ра», то есть от слова «ведать», знать. Вера – это часть знания, как ни странно. Мы привыкли, что вера противопоставляется знанию, и вроде бы знанием не является. Но она не является научным знанием (по мнению современной науки). Другие, ненаучные знания, тоже существуют, в том числе вера является таким знанием.
Итак, получается, что для полноценного соблюдения Заповеди главный герой должен начать говорить о Боге, осознавать Его, мыслями возвращаться к Богу. Мы не знаем, что будет происходить в вымышленном мире режиссера Доннесмарка с вымышленным главным героем. Возможно, для этого надо ждать его следующий фильм. А пока можно посмотреть первый, и на сегодня, главный его фильм – «Жизнь других».
Но что будет, если главный герой не придет к сознательной вере в Бога? На уровне сознания вера его сейчас выражается принципом «единство всего»… Может ли принцип единства заменить принцип Любви? И как связаны Любовь и разумение?
А не видим ли мы сейчас Реализацию принципа Единства без принципа Любви? Вся эта глобализация и новый мировой порядок? … Вот на этих рассуждениях я решила остановиться, оставив вопросы открытыми. Но этого было нельзя. Пришлось докрутить эту мысль до конца…
Я поняла, что исповедуя, как религию принцип «Теория всего: абсолютное единство, связь всех со всеми», можно, как ни странно, прийти к дьяволизму. И собственно говоря, герой и видел этот процесс, жил в нём. Его тётя говорила об этом, это ведь её фраза, которую она произносит под оркестр автобусных гудков: «теория всего, высшая музыка». А потом тётя сошла с ума, была стерилизована и умерщвлена. И это не случайность, не злая воля нацистов, как показано в фильме – это высшая Воля. Она не невинная жертва. И она, и племянник Курт озвучивали тот принцип, которому поклонялась Германия, фашизм, и как показано, социализм. Не показано, правда, что и запад поклонялся тем же ценностям.
Трехслойный портрет, который нарисовал герой, где наложены друг на друга нацист-идеолог, профессор Зебанд и тётя Элизабет с маленьким собой, - фильм преподносит его как интуитивное, свыше данное разоблачение злодея-свекра. Но сейчас я поняла, что автор сам не понял того, что это связь всего со всем: и у жертв (тёти Элизабет, главного героя) и у палачей (свёкра и его нацистского босса) – одно мировоззрение. Поклонение высшей гармонии, абсолютному единству, теории всего, но без Бога и без Любви – в итоге это вылилось в поклонение жизни и благополучию и явилось причиной коллективной самоубийственной трагедии народа, нации нацистов и всего мира. И до сих пор является мировой проблемой. Автор фильма, потомок члена Мальтийского Ордена пронзительно и трогательно жаждет и исповедует воплощение этого принципа, не понимая, что это приведет его к тому фашизму, от которого он явно отстраняется, отодвигая его от себя и своей нации и придвигая его к социализму.
Единство без любви – мировой концлагерь и самоуничтожение. Такой неожиданный вывод. Честно говоря, я бы не решилась публиковать его, слишком он радикальный и совершенно не соответствует духу фильма. Но то состояние незавершенности и неуспокоенности, которое длилось пока я не пришла к этой мысли, а потом разом наступившее ощущение завершенности, оно длится уже сутки - они подталкивают меня к публикации.