Найти тему
Капля. Центр

«Нормандия – Неман» в 250 километрах от Москвы

Путешествие – основа любого познания, даже если первоначальная цель отличалась от результата. Идею контролировать процесс путешествия я уже давно оставила, если только не являюсь организатором, которому люди доверили своё время и деньги. Во всех остальных случаях открываюсь новому.

Вот и в прошедшие выходные мы ехали отдохнуть (точнее, вырваться на летнюю природу), полетать на самолёте (в качестве пассажиров), искупаться в речке, посетить древний монастырь. Всё это мы сделали, поездка получилась поистине волшебной, но об этом в следующей статье.

Сегодня мне хотелось бы рассказать о том, к чему я не готовилась в этой поездке, но что неотъемлемо связано с моей страной, и не только моей. И как-то особенно приятно делать эти открытия сегодня, между двух дат – вчера была дата начала Великой отечественной войны (22.06.1941), завтра – дата парада Победы на Красной площади (24.06.1945).

Аэродром Хатёнки. Фото автора
Аэродром Хатёнки. Фото автора

Точкой нашего путешествия был аэродром Хатёнки Калужской области близ города Козельска. При подъезде мы увидели вывеску – аэроклуб «Нормандия-Неман», а дальше началась история. Оказывается, данный аэродром был одним из мест базирования знаменитой французской эскадрильи.

В 1939 году началась Вторая мировая война, и Франция вместе с другими европейскими странами оказалась в оккупации. Освободительную борьбу против фашистских захватчиков возглавил Шарль де Голль, который в конце 1941 года сделал заявление о том, что война СССР с Германией решит судьбу мира, поэтому французские войска стали союзниками советских. На тот момент это выглядело безумной идеей, однако учитывая авторитет выдвинувшего её военно-воздушного атташе Франции в СССР Шарля Люге, к ней прислушались.

Переговоры и обсуждения с советской стороной заняли ещё какое-то время, поэтому к практической стороне вопроса подошли только в 1942 году. 25 ноября было подписано «Соглашение между представителем командования Красной Армии и представителем военного командования «Сражающейся Франции» об участии французских частей ВВС в операциях в Советском Союзе».

После чего (28 ноября 1942 года) в Советский Союз прибыли французские авиаторы на транспортных самолетах «Дуглас» на аэродром г. Иваново. Штат эскадрильи состоял из 14 пилотов, 25 техников, 15 бортстрелков, 2 пилотов связи, переводчика и врача. Далее началась подготовка эскадрильи, которой её командир Жозеф Пуликен дал название «Нормандия» по имени провинции во Франции, после чего для эскадрильи был принят и герб этой провинции - щит красного цвета с двумя золотистыми львами. Эскадрилью укомплектовали истребителями Як-1, конструкции А.С. Яковлева. Началась подготовка. За три с половиной месяца французские летчики освоили советские самолёты и были направлены на Западный фронт в состав 1-й Воздушной армии.

Знакомство с районом боевых действий французская эскадрилья производила с аэродрома Муковнино (Полотняный Завод, Калужская область) и была подчинена командиру 303-й Смоленской истребительной дивизии. В дальнейшем в ее составе она и вела свою боевую деятельность, базируясь последовательно на аэродромах: Васильевское (район Масальска), Хатёнки (район Козельска), Спас-Деменск и Монастырщина (западнее Смоленска).

Первым делом самолёты. Фото автора
Первым делом самолёты. Фото автора

Кроме всего прочего, полк, сформировавшийся на основе этой эскадрильи, принимал участие в ключевых сражениях Великой отечественной войны: Курской битве (1943), Белорусской операции (1944), разгроме фашистских войск в Восточной Пруссии (1945). За боевые заслуги и проявленное мужество при форсировании реки Неман полку приказом Верховного Главнокомандующего советскими вооруженных сил И.В. Сталина было присвоено почетное наименование «Неманский», поэтому в дальнейшем полк стал называться «Нормандия-Неман». Его статистика впечатляет: от Подмосковья до Кенигсберга совершено 5240 боевых вылетов, сбито 273 немецких самолета. Было одержано 309 побед, из которых 273 – подтвержденные.

Как сообщает портал История.РФ: четыре французских пилота – Ролан де ля Пуап, Альбер Марсель, Жак Андре и Марсель Лефевр (посмертно) – были удостоены звания Героя Советского Союза, практически все летчики стали кавалерами французских и советских боевых наград. За два года войны погибли тридцать четыре летчика «Нормандии» и восемь пропали без вести. Именами шестерых погибших летчиков знаменитого авиаполка были названы французские авиабазы.

Вот так изначально развлекательное путешествие открыло невероятную глубину познания и аэродрома Хатёнки, и аэроклуба "Нормандия-Неман", названного в память о знаменитом полке.