Преобладает мнение, что укрепления лесных индейцев были сделаны из г..на и палок, но это далеко не так. В 1712-13 англичане столкнулись с достаточно мощными укреплениями тускарора. В 1716 году подобный опыт приобрели французы в войне с племенем Месквоки (фр. Les Renards - Лисы).
Я не буду останавливаться на всех перипетиях той войны, т.к. уже описал ее в одной из своих прошлых блогов (см. ссылку в конце данной статьи). 1 мая 1716 года из Монреаля на запад вышла французская экспедиция из 225 человек под командой де Лувиньи - колониального офицера в должности лейтенанта Короля, полномочного представителя королевской власти в провинции.
Цель экспедиции - принуждение к миру враждебного племени Лис, что жили в большой, укрепленной деревне на реке Фокс в современном штате Висконсин. Все расходы на поход были оплачены частными лицами, им в случае успеха были обещаны доп.квоты на вывоз меха из Верхней страны (западный регион Великих Озер).
По пути к де Лувиньи присоединилось до 200 человек курьер де буа - меховых торговцев, работающих на себя в обход королевской монополии, также не за бесплатно, а за возможность законно вывести и продать в Монреале по паре каноэ мехов. Кроме франко-канадцев к экспедиции присоединялись и индейские войны, претерпевшие много обид от племени Лисиц - гуроны, оттава, иллинойсы, всего около 600 чел.
Кроме значительного числа солдат и воинов с мушкетами, экспедиция была обеспечена 2 малыми орудиями и небольшой мортирой. Данных о калибре и весе орудий не сохранилось. Очевидно, что малые орудия это т.н. патерарос - казнозарядные вертлюжные пушки калибром от 1 до 3 фунтов. Калибр мортиры думаю тоже был не большим.
Прежде чем добраться до деревни Лис на реке Фокс, там где она расширяясь образовывало Маленькое озеро Лис (современное оз. Литл-Батт-де-Морт), экспедиция проделала на каноэ и пирогах около 2000 км по водной системе Великих Озер. Снаряжение, припасы и артиллерию приходилось перетаскивать на нескольких волоках у истока Св.Лаврентия из озера Эри, на Ниагаре и на порогах реки Фокс.
Наконец в середине июля, преодолев все трудности и препятствия, французы осадили деревню Лисиц. Их глазам предстал крепкий частокол из тройного ряда дубовых бревен. Гарнизон деревни насчитывал около 500 воинов и 3000 женщин и детей.
В 1712 году лисы попали в осаду у французского форта Детройт, и тогда впервые познакомились с огнем артиллерии белых, в. т. ч. и мортир. Поэтому к возможной осаде индейцы подготовились очень тщательно, кроме крепких стен, с внутренней стороны частокола была вырыта узкая траншея для укрытия от артиллерийского навесного огня.
Первый день осады начался с артиллерийского обстрела французов. В течении нескольких часов пушки вели огонь с безопасного расстояния, но когда дым рассеялся, выяснилось что ядра небольшого калибра не сумели пробить тройной ряд частокола. Навесной огонь из мортиры, очевидно, тоже не дал положительного результата - Лисы не демонстрировали признаков паники и желания сдаться.
Французы не стали унывать, ибо военная наука того времени давно нашла ответ на вопрос о непробиваемых укреплениях, "что не нельзя пробить, можно подорвать". Чтобы подвести мину под стену укрепления, в первую ночь была заложена линия траншей в 35 туазах (68 метрах) от стен индейской крепости, второй ночью траншея приблизилась еще на 10 туазов (19,4 м) и на 16 туазов в третью ночь.
Де Водрей, губернатор Новой Франции, в последствии доносил в метрополию:
Это предприятие было выполнено с большой энергией, офицерский состав засвидетельствовал свою осторожность и рвение, работая при рытье траншей, как самый подлый солдат. Они сделали это, чтобы подать пример и вдохновить то небольшое количество войск, что сопровождало Сьера де Лувиньи (которых насчитывалось всего 800 человек), дабы настоять на важном действии, задержка которого могла привести к поражению из-за близости союзников Лис, которых последние уведомили и призвали на помощь.
Приготовления французов к какой-то пакости не осталось без внимания индейцев. В один из дней осады несколько сотен воинов-месквоки совершили вылазку, чтобы отбросить врага и разрушить траншеи. Когда воины Лисов были оттеснены к воротам, из крепости вышли несколько тысяч женщин-месквоки, вооруженных топорами, ножами и мотыгами, и отбили своих мужчин у наседающего врага.
Видя, что французская траншея, как змея, подбирается все ближе к стенам крепости, Лисицы на 4-ый день осады запросили мира. Де Водрей рапортовал:
Их не слушали, пока мнение и чувства всех племен, которые сопровождали нас, не были выяснены Сьером де Лувиньи, который предложил им [ Лисам] условия, настолько суровые, что все эти племена верили, что те никогда не согласятся с ними.
Вот эти условия:
- Лисы должны заключить мир со всеми племенами, что являются подданными Короля, и с которыми торгуют французы;
- Лисы должны насильно или дружески призвать своих союзников кикапу и маскутенов заключить мир со всеми племенами, с которыми заключат мир Лисы;
- Лисы должны немедленно отпустить на свободу всех своих рабов и пленных из всех племен и народов без исключения;
- Чтобы захватить новых рабов и пленных для усыновления взамен погибших на войне, Лисы должны пойти в самые отдаленные районы страны;
- Лисы должны охотиться и отдавать часть мехов безвозмездно, чтобы оплатить французам военные расходы;
- Лисы должны отдать месье де Лувиньи в заложники шесть вождей или детей вождей, которые будут доставлены к маркизу де Водрею, чтобы быть гарантиями выполнения условий договора.
Лисы пошли на все эти условия, а французы милостиво не стали требовать большего. Историки пишут, что индейские союзники французов были в недоумении, почему их белые братья так легко отпустили загнанных в нору Лис, которые в период с 1712-1715 годы сняли не мало скальпов и заставляли голодать целые деревни, т.к. мужчины боялись выйти в лес на охоту.
Ожидание и стремление индейцев и французов действительно были радикально противоположны. Туземцы хотели искоренения всего злого племени Лисиц. Французы же стремились к восстановлению в регионе спокойствия и возобновления меховой торговли, желательно с наименьшими затратами.
Это и удалось совершить де Лувиньи в 1716 году, чьи заслуги были оценены в 3000 ливров Морским министерством, ведомством через которое шло управление всеми заморскими владениями Франции.
Источники: The French régime in Wisconsin and the Northwest, by Louise Phelps Kellogg. Letter of Governor de Vaudreuil to Council ot Marine; dated Oct. 14, 1716. The Fox Indians during the French régime, Kellogg, Louise Phelps, d. 1942.
Вас могут заинтересовать следующие статьи, о которых упоминалось в данном блоге:
- Война французов с племенем Лис