/ Приведённый в публикации случай условного, собирательного характера и размещён, как характерная иллюстрация. /
Клиентка пришла на консультацию в связи с трудными брачными отношениями, которым она решительно вознамерилась положить конец, то есть – в предразводной ситуации.
Факт восстановления отношений категорически не рассматривался.
Каждый раз когда разговор заходил о муже, клиентку буквально начинало трясти, о нём она говорила с крайней степенью неприязни, считая мужа – воплощённым наказанием свыше.
В список упрёков к мужу входило следующее: недостаточный уровень образования (то есть по словам женщины – первоначальный мезальянс отношений); средний уровень заработка; бесхребетность и зависимость от мнения своей мамы; низкая состоятельность, как мужа и как отца, – список можно было продолжать бесконечно, что с неистовостью страдалицы, незаслуженно измученной жизнью, и делала женщина всё время нашей первой беседы…
По словам клиентки: её муж – плохой образец для подрастающего сына, которого необходимо спасти от деструктивного (с точки зрения женщины) влияния папы, так как подросток, неосознанно копируя отца, уже во многом являет его наглядное отражение…
Единожды я общалась со всей семьёй – с мамой, с папой и с сыном. Отец держался интеллигентно, пытаясь обстоятельно отнестись к любого рода проблемам, вёл себя уважительно (и с супругой, и с сыном). Двенадцатилетний мальчик тоже был открыт к диалогу, пытаясь слышать своих родителей и озвучивать собственные чувства по ситуации… Но мнение женщины осталось непреклонным – расставание неизбежно!
Развод состоялся, пара развелась, а тема отца закрепилась в семье клиентки, как тема чудовищного проклятия (именно так и никак иначе видела ситуацию женщина).
/Для пущей наглядности напомню читателям схожую ситуацию из кино... В фильме «Экипаж» подобные отношения пронзительно разыграны Акуловой и Васильевым, когда прекрасный, любящий семьянин был всячески отвергнут супругой, просто потому, что не был ею любим.../
Но вернёмся к нашей истории...
Прошло время (около 11 лет) и эта женщина вновь меня разыскала. В этот раз – с совершенно другой проблемой. Её мальчик женился, ему отчаянно не повезло в своём браке, и клиентка, как любящая мать, с трудом выдерживала каждодневные натиски невестки на сына... «Понимаете, его супруга без конца необоснованно придирается к мальчику, обесценивая всё, что делает любимый сыночек… Какова жизнь, а? Сколько несправедливых подвохов! Мне в своё время так не повезло с мужем, сыну сейчас – с женой…»
Спрашиваю, не знает ли она, как сложилась судьба её бывшего супруга? Отвечает: «Нашёл себе новую мученицу – снова женат, в браке подрастают двое «несчастных» отпрысков». По-прежнему говорит о нём с крайним неприятием, желчью…
Вот такая история… Очень распространённая... Во всяком случае в моём психологическом арсенале…
Для чего я привела её в данной теме? Для того, чтобы проиллюстрировать, как незрелое супружеское общение, основанное на партнёрском неуважении, может отразиться в судьбе ребёнка…
И никакой мистики или кармических возвратов в этой линии нет!
Всё до элементарного просто...
Сын из нашей истории в процессе своего становления закономерно идентифицировал себя с папой (мы все растём, глядя на родителей, они – наши главные образцы), но папа в этой семье по определению «нехорош», а мама априори им не довольна – чем это чревато для сына?!... Сначала он, как калька, впитает в себя искажённую «истину» о том, что мужчина в большинстве своём «недостоин», а потом найдёт себе женщину, которая вслед за матерью продолжит подтверждение усвоенной в детстве схемы…
И это было бы отчасти даже забавно очевидностью причинно-следственного влияния, если бы не было так печально неизбежностью безрадостных результатов...
*****************************************************************************
/Автор данной публикации – профессиональный психолог Блищенко Алёна Викторовна. /