Город Торжок изначально возник как торговый город и был очень богатый и зажиточный. К концу XIX века на такой небольшой территории было 36 церквей и 7 монастырей, многие из которых сохранились и по сей день. Известностью пользовался золотошвейный промысел. Сейчас Торжок – это единственное место, где сохранилось искусство ручной золотной вышивки.
Золотошвейное производство в Торжке берет начало еще с 13 века. Расцвет приходится на 17-18 век – мастерицы обшивали бальные платья и придворные одежды для императорского двора, мундиры для военного министерства, выполняли заказы на облачения священников и богослужебные предметы. Изначально мастерицы работали на дому, но в 1894 году принимается решение объединить рукодельниц и создать кустарный отдел золотшвейной мастерской, которая и дошла до наших дней как фабрика «Торжокские золотошвеи».
В советское время фабрика не прекращала работу, но место бальных платьев и икон заменили вымпела и знамена. Из-под ловких рук мастериц появлялись элементы интерьера Андреевского зала в Кремле и обивка самолета Хрущева. Целый этаж отшивал тюбетейки для всех союзных республик, а в перерывах между работой все вставали и делали производственную гимнастику.
Сейчас на фабрике работает 175 мастериц, отшивают в основном изделия на заказ – подарочные панно, узоры на сумки, кошельки и одежду, сувениры. Правильно говорить именно «отшивают», а не «вышивают». Местные любят шутить по этому поводу: «Торжокские золотошвеи отошьют кого угодно! Тех отшили и Вас отошьем!».
При фабрике работает музей, здесь представлены три зала: в первом рассказывают о происхождении золотной вышивки, показывают на пяльцах мастер-класс, второй зал посвящен советскому времени, и третий – выставочный, где собраны современные коллекции одежды и работы, путешествующие по выставкам. Особое внимание экскурсоводы обращают на полотно «Из Москвы в Петербург». Работу делали 4 мастерицы 4 месяца, и пошло на нее 45 кг золотой нити, а это примерно 45 километров!
Визитная карточка торжокских золотошвей – синий и золотой цвета. «Мы берем только то, что нас окружает, - говорят на фабрике, - синий – это небо, а золото – это золотое солнышко».
Конечно, это не единственная цветовая гамма. В музее фабрики можно встретить самые разные цветовые сочетания на самых разных изделиях – здесь представлены большие панно с изображениями городов, вышитые иконы, вымпела, знамена, воротники, сумочки, головные уборы. Нить может быть любого цвета, но каждая обязательно должна состоять из 8% золота и 92% латуни. Именно поэтому нить называют не золотой, а золотной.
Для создания изделий используется особый тип шва – литой новоторжский шов или, как его ещё называют, кованый. Такой шов в старину делался по бересте, а сейчас бересту заменил картон, - за счет этого вышивка приподнимается над фоном и приобретает объем. Мастерицы используют около двухсот разновидностей этого шва – тут и корзинка, и витейка, и воздушный. Трудятся в основном парами – так работа идет веселее. Помощник генерального директора по кадрам Валентина Михайловна Корнеева делится:
- В нашу профессию идут люди с золотыми руками и золотым терпением, - не каждый сможет каждый день по 8 часов вышивать, это непросто. Но если человек понял выбирает эту профессию, то это его призвание, он уже никуда не уходит. У нас здесь все по 40-50 лет работают. Я сама сюда пришла в 17 лет и скоро будет 50 лет, как я работаю на фабрике.