Речь, по сути, является орудием мышления. К. И. Чуковский говорил: «... воспитание речи - есть всегда воспитание мысли». Поэтому я наверное всегда буду относиться к той категории мам, которые собирают игры и упражнения для развития речи. Плюс у меня осталось много материалов, так как я плотно занималась запуском речи у своего сына.
Сегодняшняя статья посвящена произношению звуков. Приведенные ниже чистоговорки подходят как для закрепления известных малышу звуков, так и для стимулирования произношения новых.
Для того, чтобы сориентироваться, в каком возрасте какие звуки ребенку подвластны, привожу ниже заметку о нормах произношения звуков.
Нормы появления звуков
К двум годам ребенок должен освоить и четко произносить гласные звуки: [а], [у], [о], [и] и самые ранние по времени появления согласные: [к], [к’], [г], [г’], [м], [м’], [п], [п’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [н], [н’].
К трем годам ребенок осваивает звуки [в], [в’], [ф], [ф’], [ы], [э], [х], [х’], [с’], [з’], [л’].
В период с 3 до 4 лет постепенно исчезает смягчение твердых согласных звуков (в норме в этот период ребенок перестает говорить «дём» и произносит четко – «дом»). Малыш осваивает йотированные звуки (например, в словах «юбка», «юг», «ямка»). Но по-прежнему отмечается нарушение произношения звуков [с], [з], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [р], [р’]. Эти звуки заменяются более простыми (например, [с] на [т], [т’] или [с’]; [р] на [j] (читается как й), [л’] или опускается и т.п.).
К четырем годам большинство детей правильно произносит свистящие звуки: [с], [с’], [з], [з’] и хорошо различает их в свободной речи.
В возрасте 5-6 лет, как правило, шипящие звуки ([ш], [ж], [щ], [ч]) произносятся ребенком верно, а также они различаются (дифференцируются) им в свободной речи. Уходит смягчение звуков [щ], [ч]. Многие дети осваивают звук [л]. И лишь звуки [р] и [р’] либо заменяются на [л], [л’], [j], либо опускаются (это считается физиологической нормой). Ребенок в этом возрасте легко определяет начальный и конечный звуки в словах, может определить количество звуков в трех-пятизвучном слове, может подобрать слово на заданный звук.
К шести годам ребенок правильно произносит и дифференцирует в речи все звуки родного языка. Он может определить место любого звука в слове, определить количество звуков в слове, подобрать слово на заданный звук.
А теперь чистоговорки
Я их тоже, как и стихи Железновых, собирала сама и распечатывала, чтобы запомнить, а потом уже воспроизводила по памяти в играх с ребенком, на прогулке или в где-нибудь в очереди.
Б
Ба-ба-ба – у Вани есть труба. Бу-бу-бу – сидит ворон на дубу. Бы-бы-бы - собираем мы грибы. Бе-бе-бе - горит лампа на столбе. Би-би-би- ты деревья не губи.
П
Па-па-па – на столе крупа. Пы-пы-пы – у розы есть шипы. Уп-уп-уп – мама варит суп. Ип-ип-ип- в саду много лип.
Т-Тˈ
От-от-от – полосатый кот. Та-та-та – позови кота. Ту-ту-ту – Тузик на мосту. Том-том-том – поиграй с котом. Те-те-те – каша на плите.
Д, Дˈ
Да-да-да – холодная вода. Ды-ды-ды – плохо без воды. Де-де-де – купаемся в воде. Дой-дой-дой – умываемся водой.
Н,Нˈ
На-на-на – синяя волна. Ну-ну-ну – не ныряй в волну. Ни-ни-ни - ты канат тяни. Ны-ны-ны - сшили мы штаны.
К, Кˈ
Ка-ка-ка – левая рука. Ке-ке-ке – куколка в руке. Ки-ки-ки – не поднять руки. Ко-ко-ко - плавать нелегко. Ок-ок-ок - подними носок. Ук-ук-ук - отвалился сук. Юк-юк-юк - вкусненький урюк.
Х, Хˈ
Ха-ха-ха – варится уха. Хи-хи-хи – нет у нас ухи. Ух-ух-ух – бегает петух. Ха-ха-ха – вижу петуха. Хи-хи-хи – дерутся петухи.
Г, Гˈ
Гу-гу-гу – гуси на лугу. Га-га-га – зеленые луга. Ги-ги-ги – с сыром пироги. Ге-ге-ге – начинка в пироге.
В, Вˈ
Ва-ва-ва – серая сова. Ву-ву-ву – видели сову. Ви-ви-ви - яблоко сорви. Вы-вы-вы - это дом совы.
Ф, Фˈ
Фа-фа-фа – мягкая софа. Фы-фы-фы – в доме нет софы. Фу-фу-фу – сядем на софу. Фе-фе-фе – кукла на софе.
Й
Ай-ай-ай – мне конфетку дай. Ой-ой-ой – Васенька больной. Эй-эй-эй – догони сумей.
С, Сˈ
Са-са-са – рыжая лиса. Сы-сы-сы - прячься от осы. Су-су-су – видели осу? Се-се-се – едем мы к лисе. Си-си-си - свет скорей гаси. Ис-ис-ис - купила мама рис. Ас-ас-ас - продается квас.
Чˈ
Ча-ча-ча - не горит свеча. Че-че-че - грач на каланче. Чо-чо-чо - вывихнул плечо. Ач-ач-ач - спит на ветке грач.
З, Зˈ
За-за-за – серая коза. Зы-зы-зы – рожки у козы. Зе-зе-зе – травку дам козе. Зу-зу-зу – я пасу козу. Зи-зи-зи - на повороте тормози.
Ц
Цу-цу-цу - зерен дай птенцу. Ца-ца-ца - принесли скворца. Цы-цы-цы - в сумке огурцы. Цо-цо-цо - новое кольцо. Ец-ец-ец - ты у нас боец.
Щ
Ща-ща-ща - не боимся мы клеща. Щи-щи-щи - собери щавель на щи. Ащ-ащ-ащ - у мамы новый плащ. Ще-ще-ще - сметаны нет в борще. Ещ-ещ-ещ - попался в сети лещ.
Л-Лˈ
Лю-Лю-Лю - маму я люблю. Ля-ля-ля - папа у руля. Ли-Ли-Ли - ты пилой пили. Оль-оль-оль - мы едим фасоль. Ла-ла-ла - на цветке пчела. Ля-ля-ля - черная земля. Ель-ель-ель - на улице метель. Ил-ил-ил - зубастый крокодил. Ыл-Ыл-Ыл - чашку я помыл. Лы-лы-лы - привезли столы. Ли-ли-ли - кашу посоли.
Р, Рˈ
Ра-ра-ра – под сосной нора. Ря-ря-ря - глубокие моря. Ро-ро-ро - в городе метро. Рю-рю-рю - дали нам по сухарю. Ру-ру-ру - заяц ободрал кору. Ры-ры-ры - плавают бобры. Ри-ри-ри - на пол не сори. Ор-ор-ор - красный помидор. Ре-ре-ре - варим на костре. Ур-ур-ур - у нас короткий шнур. Ёр-ёр-ёр - к нам пришел монтёр.
Ж
Жа-жа-жа - иголки у ежа. Жу-жу-жу - в садик я хожу. Же-же-же - мы выросли уже. Жи-жи-жи - ползают ужи.
Ш
Ша-ша-ша - варится лапша. Шу-шу-шу - шапку я ношу. Ше-ше-ше - живем мы в шалаше. Ши-ши-ши - уснули малыши.
Так как я не логопед, ссылаюсь на источники, которые использовала в статье:
1. А.И. Максаков «Развитие правильной речи ребенка в семье», «Мозаика- Синтез», Москва, 2008
2. https://rechrebenka.ru/normy-poyavleniya-zvukov-rechi/