Найти в Дзене

ЖД станция Алексеевка

В конце прошлого столетия на Дмитриевке, ныне южной окраине Алексеевки, начались невиданные прежде работы: сновали повозки с землёй и песком, по узким деревянным настилам катились тачки, мужики парами ходили с носилками. Появились насыпи и выемки. На ровное песчаное полотно легли шпалы, рельсы. В декабре 1895 года прогудел первый паровоз.

1. То самое фото, которое появилось в «Спутнике пассажира по Юго-Восточным железным дорогам», изданном в 1900 году. Фото из сети.
1. То самое фото, которое появилось в «Спутнике пассажира по Юго-Восточным железным дорогам», изданном в 1900 году. Фото из сети.

Здание вокзала к тому времени не было готово. Его изображение появилось в «Спутнике пассажира по Юго-Восточным железным дорогам», изданном в 1900 году. Двухэтажное, кирпичное, прямоугольное в плане, это строение не богато архитектурным убранством. Выделяются междуэтажный пояс и карниз, декорированный нишами и сухариками. Середина южного и северного фасадов акцентированы небольшими фронтонами.

2. Коллектив ЖД вокзала ст Алексеевка, фото 1911 г. Фото из сети.
2. Коллектив ЖД вокзала ст Алексеевка, фото 1911 г. Фото из сети.
2-1. Солдаты 2-й венгерской армии - Алексеевка - ЖД вокзал Алексеевка.
2-1. Солдаты 2-й венгерской армии - Алексеевка - ЖД вокзал Алексеевка.
2-2. Солдаты 2-й венгерской армии - Алексеевка - ЖД вокзал Алексеевка.
2-2. Солдаты 2-й венгерской армии - Алексеевка - ЖД вокзал Алексеевка.
2-3. 1942 г. Фото из венгерского архива.
2-3. 1942 г. Фото из венгерского архива.
2-4. 1942 г. Фото из венгерского архива.
2-4. 1942 г. Фото из венгерского архива.

В печати сообщалось, какое значение приобрела, как тогда говорили, «чугунка» в бывшей слободе: «С проведением мимо Алексеевки линии Харьково-Балашовской ж. д. упало дававшее раньше большие заработки извозное ремесло, но зато торговля разными товарами значительно повысилась, а жители, имея постоянное сообщение с другими местами, чего раньше были лишены, сделались много культурней и завязали сношения с разными центрами для сбыта местных кустарных и других изделий».

3. Фото 1960-х, печные трубы ещё на месте. Фото из сети.
3. Фото 1960-х, печные трубы ещё на месте. Фото из сети.

Между тем, в то время добраться к вокзалу в распутицу по глинистой грунтовой дороге было далеко не просто. Колёса нагруженных возов утопали в грязи по ступицы, лошади на каждом шагу останавливались. «Проезжающие здесь в ненастную погоду проклинают эту дорогу, мучаются сами и мучают животных», — сокрушался автор очерка об Алексеевке в 1903 году.

4. Мост через ЖД построили где-то во второй половине шестидесятых. Когда пошли первые электропоезда мост уже стоял. А это был 1967- 1968 год. Фото из сети.
4. Мост через ЖД построили где-то во второй половине шестидесятых. Когда пошли первые электропоезда мост уже стоял. А это был 1967- 1968 год. Фото из сети.

Через слободу пошли поезда с запада на восток и в обратном направлении. В 1902 году станция отправила более 1,5 миллиона пудов грузов, в том числе более 400 тысяч пудов основного «экспорта» — подсолнечного масла, свыше 300 тысяч пудов зерна. Видное место среди остальных грузов занимали кожи, мясо, сливочное масло. Бурные события 1917 года всколыхнули Алексеевку.

5. Вокзал в 1980-х. Фото из сети.
5. Вокзал в 1980-х. Фото из сети.

В августе на юге России разразилось вооружённое корниловское выступление за возрождение монархии. Железнодорожники поддержали февральскую революцию, в случае подхода мятежных частей намерены были разобрать магистральные пути. В доказательство вооружились винтовками, переданными московскими рабочими. В 1930-е годы железнодорожники составляли костяк рабочих в слободе. На станции было два склада, вмещавших 15 тысяч тонн грузов. «На сторону» отправляли в основном продукцию эфирокомбинат а, маслозавода, леспромхоза, а также зерно и другие грузы, поступали же в Алексеевку техника и стройматериалы. Началась прокладка второй колеи железной дороги.

6. То же где-то 1980-е.Фото из книги "Алексеевка. Историческая хроника сёл и района" 1997 г. А.Н. Кряженков.
6. То же где-то 1980-е.Фото из книги "Алексеевка. Историческая хроника сёл и района" 1997 г. А.Н. Кряженков.

Жестокость начавшейся войны с фашизмом железнодорожники ощутили сразу. Уже летом 1941 года на станции разорвались первые бомбы. Затем налёты вражеской авиации стали более накалёнными и надсадными. В октябре произошёл драматический случай. Бомба попала в вагон, в котором находились экспонаты Харьковского исторического музея. Взрывом их разбросано на сотни метров. Военный комендант принял решительные меры. Он приказал оцепить место происшествия и приступить к сбору сохранившихся и повреждённых экспонатов.

7. В январе 1968 года пошли первые электропоезда через станцию Алексеевка. Фото из городского музея.
7. В январе 1968 года пошли первые электропоезда через станцию Алексеевка. Фото из городского музея.

Всё складывалось в наспех сколоченные ящики, а затем было отправлено на восток. Специалисты на месте пересмотрели содержимое ящиков, многое потом смогли отреставрировать. В 1960-е годы станция преобразилась. Электропоезда сменили чадящие паровозы, составы стали тяжеловеснее, выросла их скорость.

8. Фото конца 70-х годов из сети.
8. Фото конца 70-х годов из сети.

Заработала автоматическая сигнализация. Железнодорожная колея, проложенная через Алексеевку сто с лишним лет назад, сбавляет обороты, но действует. Теперь на восток идут четыре пассажирских поезда и на запад — столько же. Причём, далеко не каждый день. Летом число проходящих поездов значительно увеличивается. Но касса в ночные часы не работает. Это одна из загадок РЖД. Здание вокзала сохранило первозданный облик. Площадь перед ним выложена тротуарной плиткой, и асфальтовая дорога отсюда приведёт в любой конец города.

А. КРЯЖЕНКОВ.

9. Фото наши дни. Панорама, увеличение по клику.
9. Фото наши дни. Панорама, увеличение по клику.
10. Не многолюдно на вокзале.
10. Не многолюдно на вокзале.
11. Водонапорная башня переживает не лучшие свои времена.
11. Водонапорная башня переживает не лучшие свои времена.
12. Так выглядит вокзал в наше время.
12. Так выглядит вокзал в наше время.