Почти любой курс истории современного искусства начинается с объяснения смысла этого арт-объекта.
Пришла и наша очередь :)
Давайте сразу озвучим две вещи. "Фонтан" (и именно так называется произведение) признан одним из величайших произведений современного искусства. Такие произведения называются "реди-мейд", но что это значит мы расскажем чуть позже.
В 1917 году художник Марсель Дюшан и двое его друзей отправились на прогулку по Нью-Йорку. Путь их лежал в магазин сантехники Дж. Л. Мотта. Там они купили самый обычный писсуар и с хорошим настроением отправились в мастерскую, расположенную на 67-й Западной улице. Войдя в мастерскую, Дюшан положил писсуар на стол и краской вывел на одной из его сторон "Р.Матт 1917". Сразу после этого он дал скульптуре название "Фонтан".
Шедевр. В домашних условиях. "Матт" по-английски, кстати, "Дурак". Именно этим псевдонимом подписал Дюшан свою работу.
Шедевральность "Фонтана" именно в том, что его автор взял готовое изделие (реди-мейд) и лишил его функциональности, сделав бесполезным, но при этом дал ему имя и изменил ракурс взгляда на него, превратив невзрачный писсуар в фонтан.
Дюшан оплатил взнос Независимой выставки художников 1917 года, крупнейшей выставке современного искусства в Америке, но "Фонтан" не приняли. Ходят слухи, что его даже разбили буквально сразу, как увидели, но перед этим его успел сфотографировать легендарный фотограф Альфред Стиглиц (звучит достаточно странно, я согласна).
Марсель Дюшан настаивал на том, что материал не должен диктовать художнику правила игры, ведь первична идея и само решение художника назвать что-либо искусством.
Те "Фонтаны", которые сейчас представлены в нескольких музеях мира - реплики. Оригинала не существует. Вы можете повторить манипуляции с писсуаром и получить такую же скульптуру - в этом ее смысл.
Она - идея. Идея, которую не нужно охранять бронированным стеклом, сигнализациями. Художник породил ее и отдал всему миру.
Мне нравится идея "Фонтана".