Найти тему
Mariko in Japan

Закрытые границы: как японские отели выживают без иностранцев

Оглавление

В среду 3 июня 2020 г. владелец крупной японской гостиничной сети Hoshino Resorts Ёсихару Хосино собрал всех своих сотрудников и сделал объявление.

– Если мы восстановим около 70-80% внутреннего туризма, этого будет достаточно для того, чтобы наша компания выжила в течение следующих 18 месяцев, – сказал он на собрании своим работникам. И предложил новый план по выходу из кризиса.

Как настоящий лидер Хосино-сан не стал искать виноватых и сокращать штат. Он присмотрелся к тому, что происходило в Японии все эти месяцы, когда туристический сезон был провальным, Олимпиаду-2020 перенесли, а потом в стране ввели ЧС из-за коронавируса.

Владелец крупной японской гостиничной сети Hoshino Resorts - Ёсихару Хосино
Владелец крупной японской гостиничной сети Hoshino Resorts - Ёсихару Хосино

Новое время – новые цели!

Последние несколько лет Япония делала слишком большие ставки на въездной туризм. Иностранцы, действительно, активно приезжали. Такие аутентичные и древние города, как Киото и Нара буквально задыхались от толп. Уже непонятно было, что там смотреть – везде только лица, голоса, большие туристические автобусы. Потом с закрытием границ каменные дорожки на пути к храмам и тропинки в японских садах опустели. Так же тихо было в отелях, ресторанах, сувенирных магазинах.

У господина Хосино в Японии 39 отелей. За последние несколько лет 50% номеров в Токио и 70% комнат в Киото бронировали иностранцы. На Хоккайдо туристов из-за границы было особенно много зимой – 80% номеров занимали иностранцы, приехавшие покататься на лыжах или сноуборде. Зато летом на том же острове Хоккайдо постояльцами отелей почти всегда были японцы.

Да, японцы всегда активно путешествовали по стране, но Хосино-сан понимал, что после пандемии внутренний туризм станет другим. Поэтому он и собрал всех своих сотрудников, чтобы предложить не просто развивать направление поездок внутри Японии, но и делать это с учетом новых реалий:

1. Раньше средний возраст туристов в японских группах составлял 65-70 лет. Но сейчас они будут опасаться путешествовать. Поэтому туризм «помолодеет».

2. Покупать турпакеты начнут люди в возрасте 25-35 лет. В Японии часто выгодно ездить куда-то именно по путевке, поэтому можно примерно спрогнозировать спрос. Раньше молодежный сегмент откровенно игнорировался, но сейчас, вкусив прелести самоизоляции и удаленной работы, молодые люди тоже охотно отправятся в путешествие.

3. Авиаперелеты еще долго будут нерегулярными. Ограничения на борту, завышенные цены тоже станут причиной, по которой японцы пересядут на автомобили, автобусы, поезда и отправятся куда-то недалеко от дома. В случае с Токио Хосино-сан делает ставку на свой отель в курортном городке Каруидзава, где и раньше было всего 10-15% иностранцев. С другими отелями нужно поступить так же: предложить экскурсии по окрестностям без длительных переездов.

4. Рёканы – лучшее, что может быть, если мы говорим о социальной изоляции! Вас встречают и провожают в номер с собственными горячими источниками. В коридорах – ни души. Идеальная чистота в комнате и свежий воздух из открытого окна. Завтрак и ужин сервируют в номере. Меню определено заранее, а потому, заказывать еду и контактировать с персоналом тоже не нужно.

Эти положения стали основой для стратегии, которую отель начал реализовывать еще «вчера». В сложное время японцы умеют сплотиться, и сотрудники принялись за разработку новых программ для развития внутреннего туризма в текущих реалиях.

Что страшнее: коронавирус или Великая депрессия?

В 1904 г. дедушка господина Хосино открыл свой первый отель, а через 25 лет началась Великая депрессия. Финансовые потери были такими большими, что им пришлось продать свой второй дом в Каруидзаве. Семью тогда тянула бабушка Хосино-сана, которая работала врачом в больнице, и эта сфера была более прибыльной, чем гостиницы.

Но выжили. И теперь, когда Ёсихару Хосино спрашивают о том, что страшнее – коронавирус или Великая депрессия, он отвечает: «Возможно, я пойму это через год. Чувствую, что сейчас мы пока только на половине пути».

– Так вот, если мы после кризиса вернем около 70-80% внутреннего турпотока, этого будет достаточно для того, чтобы наша компания выжила в течение следующих 18 месяцев, – сказал на собрании своим работникам Ёсихару Хосино. – Если нет, то нам придется переквалифицироваться в фермеров».

Все-таки хорошо, когда есть варианты. Иногда достаточно просто отказаться от привычной стратегии. Пусть это вынужденный шаг, но кого-то он приведет к новым вершинам.