От разного рода люда можно регулярно слышать что то типа «я психолог по жизни» или «я психолог в душе» и пр. Фактически это звучит так же глупо, как «я немного хирург, вот ногти сам подстригаю». Почему нельзя быть «немножко психологом»?
Суть терапевтической беседы не имеет ничего общего с «разговором по душам» с подругами и друзьями. Поскольку терапевтическая беседа основана на научных знаниях. Она имеет свои правила, стурктуру, систему, законы и принципы. И без необходимого образования это все не получить никак. В чем разница.. давайте конкретнее разберемся.
1. Мнение психолога не имеет никакого значения. Это важно помнить всегда. Если у меня как у психолога есть мнение и я им поделюсь с клиентом, то это будет просто потраченное в пустую время. Клиент не нуждается в моем мнении, даже если и думает, что нуждается. Высказывать свое мнение — с точки зрения психологической помощи супернеэффективный инструмент. Он не дает клиенту ничего. Даже если мое мнение будет попадать куда надо/совпадать это будет ничего. Гораздо эффективнее когда клиент с помощью анализа сам приходит к этим мыслям.
2. Главный инструмент психолога это вопрос. Иногда весь час работы проходит без единого утверждения на одних только вопросов. Правильно задать вопрос — это искусство. Во-первых, надо понимать в какой момент задавать вопрос. Главный показатель для того, чтобы задать вопрос это (помимо логической необходимости) измениние привычного поведения. Как только мы видим, что появляются какие-то новые эмоции, меняется положение в пространстве, голос прыгает, речь запутанная или не соответствует проявлениям тела это значит происходит что-то важное. И здесь нужно остановиться. И углубиться.
Во-вторых, надо понимать как задавать вопросы. Для психолога крайне важно идти в суть. Суть это потребность. Скажем у человека есть потребность в любви. Кто-то эту потребность реализует через отношения, а кто-то через мордобой. Так вот когда человека спросишь: «а зачем ты побил эту женщину?» он тебе вряд ли скажет: «потому что у меня есть потребность в любви, но я не могу это показать открыто, поэтому действую вот таким странным образом». Скорее всего он скажет что-то типа: «она дура» или «да чет на меня нашло.. сам себя не контролировал». Эти ответы — мусор. Они сгодятся лишь для посиделок с друзьями. Для терапии же нужно продолжать задавать уточняющие вопросы, пока мы не доедем наконец до потребности, которую человек имеет.
3. Никаких советов. Советы как метод помощи человеку в плане КПД равны нулю. Они просто не работают. Поэтому тратить время клиента на эту ерунду не стоит. Да, многие клиенты сами просят чтобы ты им дал совет. Но это лишь потому что они хотят, чтобы ты за них все сам решил. А так психология не работает.
4. Структура работы. Она может немного отличаться, в зависимости от применяемых методов, однако для любой структуры свойственно выявление запроса. То есть с чем именно человек пришел. Очень часто клиент озвучивает совсем не то, зачем пришел. Либо специально, потому что тема слишком болезненная, либо неспециально, не осознавая иерархию своих проблем. Более того, часто изначальный запрос сформулирован одним образом, а реальный совершенно другим. Бывает, что на выявление запроса уходит несколько часов.
5. Никакого личного отношения в работе. За пределами кабинета ты можешь думать о клиенте что хочешь. В кабинете твои субьективные оценки клиента это фиаско. Ты будешь «лечить» не клиента, а самого себя.