Самая горячая пора в колледже - конец июня. Обычно это сессия. Полные коридоры студентов. Кто-то что-то сдает. Кто-то - пересдает. У кого-то еще идут занятия. Но что это за занятия... Окна настежь - жара. Уличный гул плюс шум в коридоре равно ноль внимания на преподавателя, и чего он там пытается донести...
А еще - заполнить ведомости, зачетки, журналы. Отчеты! И что сделано в кабинете. И какие разработки написаны и сданы. И вычислить процент успеваемости и сравнить с предыдущим семестром. Это называется - динамика.
Я не знаю ни одного человека из моих коллег, кто говорил бы об этом времени в приличных выражениях. И я - не исключение. И абсолютно никакого ощущения, что через неделю - отпуск.
Это я говорила про "вообще". А в частности сейчас все то же самое, только с поправкой на пандемию. В коридорах непривычная (или привыкли уже?) тишина. Студентов мало. Занятий нет. А писанина - есть. По горло.
Поэтому в обстановке относительного спокойствия я занималась сегодня у себя в кабинете всем, что нужно сейчас сделать, чтоб отпустили в отпуск.
В дверь кто-то негромко постучал, и на пороге возник Павлик. Головная боль не только руководителя группы, а всех до единого сотрудников, включая техничку, которая дает звонки. Эту самую кнопку звонка будущий электромонтер Павлик с завидным постоянством выводил из строя весь первый курс. И на разные Советы за разные проступки его таскали, и совестили, и грозили отчислением. А когда отпускали с "распоследним" обещанием взяться за ум, понимали: это - до следующего раза. И ничего с этим поделать нельзя. 15-летний пацан живет один. Отца нет. Мать на бесконечных заработках в Москве. Приглядывает за ним старшая сестра, у которой 2-летний ребенок и муж -горький пьяница. Хоть и молодой. Не до брата ей...
Так почти весь первый курс. А к концу вдруг выяснилось, что он лучше всех в группе решает задачи по физике, не последний - по математике и вообще - как-то успокоился.
С моим же предметом (английский) были у него большие проблемы. На занятия не ходил, а придет - спал где-то за задним столом.. Однажды заметила странный блеск в глазах. "Что с тобой?" " Да ладно... Вам показалось..." Это же "показалось" едва ли не всем коллегам моим. "А вы не знали? Он кое-что покуривает." Но при всем при этом к концу курса он сдал все "хвосты", готовился к каждому занятию. Презентации делал! А перед самым зачетом скорый на язык Павлик, с трудом подбирая слова, попросил: "Дайте мне шанс. Поставьте мне "четыре". Я вам клянусь, что не пропущу ни единой пары. И все буду делать. Мне стипендия нужна. И я на работу устроился. Мама вернулась из Москвы - нет там ей работы. И у нас пока - нет. Она ходит, ищет...Пожалуйста..."
Скажите, коллеги и неколлеги, у вас - не дрогнуло бы сердце? Вот и у меня - дрогнуло. Поставила. Шут с ним, думаю, с английским. Пойдет работать по специальности и, может, вспомнит добрым словом когда...
Он и впрямь чуть изменился на втором курсе. Но - чуть. Занятия пропускал. Работа... Но тетрадки свои с заданиями исправно через других ребят передавал. Читать же так и не научился... А потом - карантин. Онлайн обучение.Он присылал ВСЕ задания, что я отправляла. Сам-не сам делал -что уж теперь..
Конец учебного года. Я заполнила все ведомости по группе, журнал. Против Пашиной фамилии - 4 (хорошо). Я за него была рада. Стипендия ему гарантирована.
А сегодня он,так же, как год назад, переминаясь с ноги на ногу, попросил:" Поставьте мне, пожалуйста, "пять".
"Павлик, да ты это серьезно? Ты же..." "Да знаю я, знаю. Но с "пятеркой" у меня стипендия будет выше..."
...Долго мы с ним говорили и, слава Богу, нашли понимание. В том смысле, что - невозможно это. Никак невозможно. Что ж другие-то скажут? Тогда и всем надо...
Он ушел. А я пошла домой с двойственным каким-то чувством, чему и сама-то не могла дать определения. Паршиво, одним словом, на душе у меня было.
Но дома меня ждал еще больший сюрприз! Телефонный звонок от второкурсника Славика. Только он -из параллельной группы. Пятерочник. На занятия приходил при галстуке. Серьезный. Неулыбчивый. Положительный во всех отношениях. Только вся положительность закончилась с началом карантина. Он не прислал ни единого задания! И не только по моему предмету. Почему - опять -таки загадка. Разные они все, студенты наши...
И вот что мне интеллигент-Славик по телефону сказал: "Я знаю, что по среднеарифметическому у меня за год выходит "три". Но нельзя ли все-таки поставить мне "пять"?
Я коротко ответила - "нельзя" и повесила трубку.
Меня ждет безрадостный, полный разных противоречий вечер. Одному нужна "пятерка" для большей стипендии. А другому -зачем? При том, что он понимает, что и этого не заслужил.
Как бы вы поступили? Так же? Или есть варианты?