22 июня поступила новость о том, что мэрия города Нью-Йорка и руководство Музея естественной истории собираются демонтировать памятник Теодору Рузвельту, который находится при входе в музейное здание. На памятнике изображен восседающий на коне 26-й президент США Теодор Рузвельт, по обе руки от которого находятся пешие африканец и индеец. По словам представителей властей, фигура конного президента олицетворят неравенство и унижает достоинство представителей афроамериканцев и коренных народов США.
Решение о сносе монумента связано с непрекращающимися выступлениями против полицейского произвола и расовой дискриминации, вызванными гибелью при аресте подозреваемого в преступлении, чернокожего американца Джорджа Флойда.
10 июня протестующие сорвали голову со статуи Христофора Колумба в Бостоне, а еще одно скульптурное изображение первооткрывателя Американского континента было сброшено в озеро в штате Вирджиния. Волна посягательств на памятники, символизирующие, по мнению сторонников протестов, геноцид коренных народов, рабовладельческое и расистское прошлое, прокатилась по всей Америке и перекинулась на Европу. В Великобритании и Бельгии также произошли нападения на монументы колониальных деятелей.
Подобные действия не являются новостью, в южных штатах США уже практически не осталось памятников генералам-конфедератам – каждый всплеск антирасистских выступлений сопровождается разрушениями этих скульптур. Общенациональные дебаты о целесообразности существования тех или иных монументов ведутся в США на постоянной основе, в них принимают участие как ученые и эксперты, так и желающие заработать дополнительные очки политики.
Так произошло и в этот раз. Видные представители Демократической партии солидаризируются с протестующими и призывают убрать с глаз долой памятники историческим деятелям, вызывающим наибольшее раздражение. Нэнси Пелоси, спикер палаты представителей США приказала убрать из здания Конгресса портреты политиков-конфедератов.
Памятники прошлого имеют и своих защитников. Итальянская община выступает против сноса скульптур Христофора Колумба – своего великого соотечественника. Во многих городах США спорные монументы берутся под охрану полицией и общественными активистами. Потасовки и стычки возникают вокруг памятников Джорджа Вашингтона, Томаса Джефферсона, Уинстона Черчилля и других исторических персон.
Действующий президент США Дональд Трамп назвал глупостью решение о сносе памятника Теодору Рузвельту. Нельзя не согласиться с этим мнением. Значение любого памятника необходимо оценивать, исходя из обстоятельств и понимания исторической эпохи, в которую он был установлен. А уж тем более нельзя посягать на монументы, представляющие культурную и историческую ценность, в порыве политических страстей.
Так что же символизирует памятник Теодору Рузвельту на входе в нью-йоркский Музей естественной истории, который посещает порядка 5 миллионов людей в год? Этот натуралистический, природоохранный музей был создан в далёком 1869 году на пожертвования отца президента Теодора Рузвельта-старшего. Правнук президента Теодор Рузвельт Четвертый является сейчас попечителем музея. Как ни странно, прямой потомок президента выражает согласие со сносом этого памятника, как «вызывающего противоречия и не отражающего дух современной эпохи».
Однако на самом деле памятник не является расистским, скорее наоборот. Теодор Рузвельт – «президент-ковбой», вошел в историю как лидер новой сильной Америки ХХ века, впервые включившейся в мировую политику, наравне с крупнейшими европейскими державами. Рузвельт является лауреатом Нобелевской премии мира 1906 года за посредничество в мирных переговорах между Россией и Японией.
По замыслу скульптора Джеймса Фрейзера – друга президента Рузвельта, скульптурная композиция, установленная перед музеем в 1940-ом году должна была олицетворять дружелюбие Америки ко всем расам. Африканец, находящийся по левую руку от Рузвельта, несет его винтовку и является оруженосцем, а индеец справа – проводник. Обе эти фигуры символизируют Америку и Африку.
Рузвельт, владелец ранчо, и командир полка «Диких всадников» - ковбоев во времена американо-кубинской войны 1898 года, представлен на этой скульптуре как исследователь природы и натуралист. Конечно, скорее это завоеватель природы, но всё равно, при чем тут расизм? Позы участников монументальной композиции полны достоинства. Положение Рузвельта на коне определено его президентским статусом, и ничем иным.
Создается впечатление, что в США – стране, которая активно продвигает идеи демократии по всему миру, забыли о цивилизованных методах решения спорных вопросов – обращении в суд и голосовании граждан. При всей развитости юридической системы в стране до сих пор нет законов о переносе памятников из общественных мест.
Вопрос о том, чем закончится ведущаяся «война с памятниками» в США, остаётся открытым. Очевидно только то, что происходящие события являются вызовом для устоев всего американского общества.
Д.М.
Рекомендую к прочтению: "Исторические граффити: шедевры "стрит-арт" как памятники прошлого".
"Американские президенты о беспорядках в США"
Делитесь своим мнением, ставьте лайк, подписывайтесь на канал Герои Истории – разнообразный историко-информационный канал на Дзен. Вы найдёте, что у нас почитать.