Во времена холодной войны такие истребители, как F-104 Starfighter, F-4 Phantom II или советские МиГи производились тысячами - одних только МиГ-21 было выпущено порядка 14 тысяч. Современные боевые самолёты гораздо более эффективны, однако и стоят они дороже, поэтому в таких количествах эти машины уже не производятся.
Так, французских Dassault Rafale В сегодня построено всего 175 единиц, шведских Saab Gripen - порядка 250, и естественно, они не могут считаться массовыми. А какие же истребители, штурмовики и бомбардировщики сегодня чаще других можно встретить в ВВС различных стран мира? На этот вопрос попытались ответить немецкие журналисты из Flug Revue, составив рейтинг из десяти наиболее массовых современных ударных самолётов.
10-е место: Су-24
На 10 месте оказался российский бомбардировщик Су-24. На самом деле довольно трудно сказать, сколько из имеющихся сегодня на вооружении «сухих» все ещё летают. Всего их было построено порядка 1400 единиц, а на вооружении они находятся в основном в России - официально 294 самолета, а также в Алжире и Иране (по 23 единицы), в Сирии (20 бомбардировщиков), на Украине (12), в Судане и в Ливии (3 и 2 единицы соответственно).
9-е место: Northrop F-5
Этот американский истребитель поставлялся во многие страны мира и до конца 1980-х годов неоднократно модернизировался. Всего было произведено 2246 серийных машин. Из них 194 единицы до сих пор состоят на вооружении Южной Кореи, еще 29 F-5E Tiger II используется швейцарской пилотажной группой «Partrouille Suisse».
Новейшие иранские истребители также подозрительно напоминают старый F-5. Так, местный Kowsar, представленный широкой публике в 2018 году, по всей видимости является тем же Northrop F-5, но с современными радаром и авионикой.
8-е место: «Сухой» Су-25
Этот разработанный еще в конце 1960-х годов советский штурмовик сегодня занимает почетное 8-е место по распространенности в мире. Всего было построено более 1000 экземпляров Су-25, многие были экспортированы. Сегодня в российских ВКС на вооружении состоит более 200 штурмовиков, причем все старые модели Су-25 в будущем планируется модернизировать до уровня Су-25СМ3. Всего же в мире до сих пор эксплуатируется чуть менее пятисот Су-25 различных модификаций.
7-е место: Eurofighter Typhoon
Этот европейский истребитель изначально задумывался в качестве ответа на советские Су-27 и МиГ-29, то есть должен был использоваться исключительно для завоевания превосходства в воздухе. С распадом Варшавского договора «Тайфуны» модернизировали в многоцелевые универсальные ударные машины.
На вооружение эти самолеты начали поступать в 2006 году, и на сегодняшний день в небо способны подняться 533 таких машины. Помимо Европы они активно эксплуатируются в странах Персидского залива - в Саудовской Аравии (72 машины), Омане (12) и Кувейте (28), Катар также заказал 24 «Тайфуна».
6-е место: Чэнду J-7 / F-7
Всего на сегодняшний день в мире эксплуатируется 810 истребителей этой модели. Вообще Чэнду J-7 - это китайская копия старого советского МиГ-21. Первый полет «Чэнду» совершил в 1966 году, а завершилось производство только в 2013 году. В Китайских ВВС еще «на крыле» как минимум 388 «Чэнду», кроме того, три десятка этих самолетов находится в распоряжении военно-морского флота КНР.
5-е место: МиГ-29
Всего в мире сейчас летает порядка 829 этих самолетов. Основной эксплуатант, конечно, Россия, воздушный флот которой насчитывает примерно 250 МиГ-29 различных модификаций. В основном эти истребители сегодня летают в странах бывшего Варшавского договора и Советского Союза, а также в Индии, Иране Египте и даже Северной Корее, на вооружении которой состоит 18 МиГ-29А/УБ.
4-е место: Boeing F-15 Eagle
На сегодняшний день эксплуатируется 924 F-15. К службе в ВВС США эта машина приступила в 1974 году. Модернизированная версия F-15E появилась через 12 лет - в 1986 году. Кроме США эти машины эксплуатируют Израиль (25 F-15I), Южная Корея (60 F-15K) и Катар (72 F-15QA).
3-е место: «Сухой» Су-27 / Су-30 / Су-35
Первый полет прототип Су-27 совершил в 1977 году. Сегодня машины этого семейства составляют костяк российских ВКС - в них насчитывается более 400 машин Су-27/Су-30/Су-35. Всего же в разных странах мира сегодня летает порядка 1050 этих машин, причем это без учета многочисленных китайских копий Су-30 - Shenyang J-11 и Су-35 - J-11D.
2-е место: Boeing F/A-18 Hornet/Super Hornet
Исправных F/A-18 сегодня насчитывается почти столько же, сколько и самолетов «Сухого» семейства Су-27 - около 1090. Большинство из них принадлежит военно-морскому флоту США, однако ранее эти машины экспортировались в Австралию, Финляндию, Канаду, Кувейт, Малайзию, Швейцарию и Испанию.
1-е место: Lockheed Martin F-16 Fighting Falcon
Сегодня эксплуатируется всего 2280 F-16, что составляет около 15% всего истребительного парка в мире. Fighting Falcon производится серийно с 1976 года по сей день, постоянно модернизируясь. Крупнейший флот этих истребителей имеют США, затем идут Турция, Израиль, Египет, Южная Корея и Греция.