Найти тему
Hipo Platform

Технологии будущего в оптике современных художников

Анастасия Чеботарева, менеджер исследований и проектов программы Garage Digital Музея современного искусства «Гараж», — об арт-проектах на тему цифровизации.

Тема будущего напрямую или по касательной сопровождает многие художественные проекты, которые используют или осмысляют цифровые технологии. Условно, можно сказать, что любая технологическая инициатива — это рассмотрение какого-либо фрагмента реальности в проекции будущего. Технологии изобретаются, разрабатываются и совершенствуются с целью изменить сегодняшнее положение вещей в соответствии с представлениями о том, какими они нам пригодятся в будущем (ближайшем или далеком). Инновации, выпущенные в жизнь встречаются с реальными условиями и самыми разными мотивами их применения, часто получая вовсе не то развитие, какое было запрограммировано изначальным проектом. В книге «Радикальные технологии. Устройство повседневной жизни» урбаниста и исследователя информационных систем Адама Гринфилда можно найти яркие примеры того, как широкое использование смартфонов, блокчейна, голосовых ассистентов, дополненной реальности, 3D-печати и искусственного интеллекта оборачивается неожиданными и не всегда благоприятными последствиями.

Тревор Паглен, PAN (Unknown; USA-207), 2010-2011
Тревор Паглен, PAN (Unknown; USA-207), 2010-2011
Хито Штейерль, How Not to be Seen: A Fucking Didactic, 2013
Хито Штейерль, How Not to be Seen: A Fucking Didactic, 2013
Лоуренс Абу Хамдан. Walled/Unwalled, 2018. Courtesy Музей Мунка, Осло
Лоуренс Абу Хамдан. Walled/Unwalled, 2018. Courtesy Музей Мунка, Осло

Этот разрыв между «проектом будущего», стоящим в основе той или иной технологии, и его реализацией — то, что зачастую интересует современных художников во всевозможных философских или практических аспектах.

Одна из наиболее волнительных и актуальных тем (особенно в свете всеобщего перехода в онлайн на период карантина) — проблема интернета и алгоритмов сбора данных. Художник Тревор Паглен своими работами создает визуальный ландшафт массового наблюдения, исследуя примеры сбора и анализа больших данных с помощью телекоммуникаций. Вопросами циркуляции и распознавания данных, в особенности — изображений, в глобальной сети активно занимается художница и исследователь Хито Штайерль. Теме наблюдения через проблему прослушки в политическом контексте посвящает свои проекты Лоуренс Абу Хамдан. Перечисленные авторы не столько создают некие конкретные модели будущего, сколько изучают доминирующие тенденции, которые оказывают прямое влияние на образ мира будущего.

Однако есть и примеры произведений, детально визуализирующих возможные сценарии будущего. Например, свою картину развития общества под влиянием всё более усиливающегося онлайн-присутствия предлагает Зак Блас в работе Contra-Internet: Jubilee 2033 (2014-2018). Этот фильм, созданный в комбинации реальных съемок и CGI-графики, собирает кинематографические и литературные сюжеты в футурологический прогноз превращения интернета в инструмент политического контроля и угнетения.

Сетевая передача данных также исследуется художниками в связке с темой автоматизации и искусственного интеллекта. Проект Sprung a Leak (2016) художницы Сесиль Б. Эванс — перформанс с участием роботов, людей и связанных по сети экранов — изучает влияние разрастания и автономизации технологической среды на коммуникацию и эмоции. Игровая симуляция Лоуренса Лека 2065 (2018) погружает зрителя в мир будущего, где вся работа выполняется алгоритмами, а жизнь людей полностью перемещается в виртуальное пространство видеоигр.

Лоуренс Лек. 2065. 2018
Скриншот игры, предоставлено: Лоуренс Лек и Sadie Coles HQ, Лондон
Лоуренс Лек. 2065. 2018 Скриншот игры, предоставлено: Лоуренс Лек и Sadie Coles HQ, Лондон
Сесиль Б. Эванс. Sprung a Leak, 2016
Сесиль Б. Эванс. Sprung a Leak, 2016
Plethora Project. Block’hood. 2018
Скриншот игры, предоставлено Plethora Project
Plethora Project. Block’hood. 2018 Скриншот игры, предоставлено Plethora Project
Kojima Productions. Death Stranding. 2019
Скриншот игры, предоставлено Kojima Productions
Kojima Productions. Death Stranding. 2019 Скриншот игры, предоставлено Kojima Productions

Границы цифровой и физической реальностей с каждым годом становятся всё более размытыми, технологии проникают в жизнь и преобразуют повседневность и общественное устройство быстрее, чем мы успеваем к ним адаптироваться. Потому будущее в художественной повестке, связанной с цифровыми технологиями, чаще имеет характер осмысления того, что происходит уже сейчас.