Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Княжна Мери" (СССР, 1955): мнения

Княжна Мери. СССР, 1955. Режиссер и сценарист Исидор Анненский (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»). Актеры: Анатолий Вербицкий, Карина Шмаринова (Санова), Леонид Губанов, Михаил Астангов, Клавдия Еланская, Татьяна Пилецкая, Фёдор Никитин, Виталий Полицеймако, Георгий Георгиу и др. 22,1 миллионов зрителей за первый год демонстрации.

-2

Зрители отнеслись к «Княжне Мери» вполне доброжелательно, а вот кинокритики – сурово и строго.

-3

Писатель и кинодраматург Виктор Шкловский (1893-1984) писал, что в «Княжне мери» «режиссер старательно и трудолюбиво снимает во всех кадрах портрет Байрона, то есть он подсказывает нам решение, что Печорин — подражатель Байрона. Но ведь это же противоречит истине. … Неправильно прочитана режиссером и обстановка, в которой происходит повесть. Он не понимает закона единства произведения, цепи сюжетных сопоставлений. … Конечно, в произведении режиссера Анненского есть отпечаток лермонтовских событий, и даже довольно точный, но все это похоже на обрывок промокательной бумаги, на котором в перевернутом виде отпечатался текст, написанный чернилами. Все это невнятно, неточно и поэтому неверно» (Шкловский, 1956). Шкловский В. Заметки о сюжете в прозе и драматургии // Вопросы кинодраматургии. Вып. 2. М., 1956.

-4

А кинокритик Людмила Погожева (1913-1989) считала, что хотя «костюмы героев, обстановка действия — всё это соответствует букве лермонтовской повести, но душа её исчезла, мысль её — глубокая и грустная — оказалась искажённой. … актёру А. Вербицкому не удалось передать на экране богатство мыслей, чувств, переживаний, страстей лермонтовского героя. … Неудачно решён в фильме и образ княжны Мери. К. Санова, взятая на эту роль режиссёром Анненским по принципу предполагаемого типажного сходства и не являющаяся профессиональной актрисой (в момент съемок, в 1954 году ей было 17 лет – А.Ф.), ни в малейшей степени не сумела передать особой прелести и обаяния лермонтовской героини» (Погожева, 1961: 380-381). Погожева Л.П. Экранизации классических произведений литературы // Очерки истории советского кино. М.: Искусство, 1961. Т. 3. С. 355—413.

-5

Мнения зрителей XXI века о «Княжне Мери» разделились на «за» и «против»: «Мне этот фильм тоже очень нравится. Это настоящее искусство, а не примитивное "развлекалово", которое ничего не дает ни уму, ни сердцу, а только отнимает время. Великолепно воссозданы в картине интерьеры и костюмы, а актеры очень естественны в них» (М. Морозова). «Фильм слабый (хотя, если расценивать по нынешним меркам, может и "сойдёт"), его главный недостаток - не чувствую я в нём Лермонтова. Так, мелодрамка из жизни XIX века, не более того» (И.Ру).

А каковы Ваши мнения о фильме «Княжна Мери», уважаемые читатели?

Александр Федоров, 2020