Найти тему
КУЛЬТУРА.РФ

Италия в России: 5 архитектурных памятников в стиле неоренессанс

Оглавление

В эпоху эклектики зодчие часто обращались к архитектурному наследию итальянского Возрождения — так появился стиль неоренессанс. Особенно популярен он был в Петербурге. Читайте в материале «Культуры.РФ», какими проитальянскими зданиями можно полюбоваться в Северной столице.

Малый Михайловский дворец

МАЛЫЙ МИХАЙЛОВСКИЙ ДВОРЕЦ. ФОТОГРАФИЯ: OPETERBURGE.RU
МАЛЫЙ МИХАЙЛОВСКИЙ ДВОРЕЦ. ФОТОГРАФИЯ: OPETERBURGE.RU

Дворец был построен по заказу внука Николая I — Михаила Михайловича, «Миш-Миша», как называли его домашние. Малым Михайловским дворец стал потому, что один Михайловский в Петербурге уже был. Требования к будущей постройке великий князь сформулировал довольно просто: «У нас должен быть отличный дом». Архитектор Максимилиан Месмахер не обманул его надежд: он возвел здание в духе неоренессанса, оформленное по последнему слову техники.

Во дворце 1888 года постройки были и газ, и электричество, и телефон, и водопровод, и канализация. Правда, насладиться Миш-Мишу своим дворцом так и не пришлось — он уехал за границу, где вступил в брак с внучкой Пушкина Софьей Меренберг. В Россию великий князь больше не вернулся, а здание в дальнейшем принадлежало разным управлениям и компаниям.

Особняк фон Дервиза / дворец великого князя Андрея Владимировича

ОСОБНЯК ФОН ДЕРВИЗА (ДВОРЕЦ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АНДРЕЯ ВЛАДИМИРОВИЧА). ФОТОГРАФИЯ: АЛЕКСЕЙ ШАПОВАЛОВ (СТЕРХ) / ФОТОБАНК «ЛОРИ»
ОСОБНЯК ФОН ДЕРВИЗА (ДВОРЕЦ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АНДРЕЯ ВЛАДИМИРОВИЧА). ФОТОГРАФИЯ: АЛЕКСЕЙ ШАПОВАЛОВ (СТЕРХ) / ФОТОБАНК «ЛОРИ»

Изначально на этом месте находилось посольство Великобритании. В самом конце XIX века его кардинально перестроили по заказу железнодорожного магната Павла вон Дервиза. Архитектором роскошного особняка во флорентийском стиле стал Александр Красовский. Интерьеры дворца были под стать его внешнему оформлению: лепной декор, деревянная резьба, витражи и лестница из белого мрамора. Когда Павлу Дервизу стало трудно содержать свой особняк, он продал его не кому-нибудь, а двоюродному брату императора Николая II — великому князю Андрею Владимировичу. В советское время в здании разместился Дворец бракосочетаний, который находится здесь и сегодня.

Здание городской думы

ЗДАНИЕ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ. ФОТОГРАФИЯ: АЛЕКСЕЙ ШАПОВАЛОВ (СТЕРХ) / ФОТОБАНК «ЛОРИ»
ЗДАНИЕ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ. ФОТОГРАФИЯ: АЛЕКСЕЙ ШАПОВАЛОВ (СТЕРХ) / ФОТОБАНК «ЛОРИ»

Одна из архитектурных доминант Невского проспекта — башня Городской думы высотой почти 50 метров. Ее построили по указу Павла I в духе тосканской кампанилы — колокольни. Изначально сигнальная башня возводилась как функциональное сооружение: внутри нее постоянно дежурили пожарные, отсюда жителей города извещали о наводнениях. Некоторое время она исполняла и другую роль — была одной из станций на линии оптического телеграфа.

Особняк Штиглица на Английской набережной

ОСОБНЯК ШТИГЛИЦА НА АНГЛИЙСКОЙ НАБЕРЕЖНОЙ. ФОТОГРАФИЯ: NRFMIR.RU
ОСОБНЯК ШТИГЛИЦА НА АНГЛИЙСКОЙ НАБЕРЕЖНОЙ. ФОТОГРАФИЯ: NRFMIR.RU

Александр Штиглиц в XIX веке был известным финансистом. Однако в историю он вошел как создатель Центрального училища технического рисования, сегодня его имя носит Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия. В 1860-х архитектор Александр Кракау перестроил для него в духе итальянского ренессанса здание на Английской набережной.

Позже владельцем особняка стал великий князь Павел Александрович — младший сын Александра II. Именно при нем архитектор Николай Султанов построил здесь домовую церковь святой Александры в древнерусском стиле. Однако до наших дней она не сохранилась.

Московский вокзал

МОСКОВСКИЙ ВОКЗАЛ. ФОТОГРАФИЯ: АЛЕКСАНДР ЩЕПИН / ФОТОБАНК «ЛОРИ»
МОСКОВСКИЙ ВОКЗАЛ. ФОТОГРАФИЯ: АЛЕКСАНДР ЩЕПИН / ФОТОБАНК «ЛОРИ»

Московский вокзал возвели в 1851 году, когда налаживали железнодорожное сообщение между двумя столицами. Автором здания стал Константин Тон, хотя в конкурсе проектов участвовали и другие видные архитекторы того времени — Николай Ефимов и Александр Брюллов. Тон оформил станцию в стиле итальянской ратуши эпохи ренессанса — с двухъярусной башенкой и большими венецианскими окнами. В здании вокзала, помимо основного зала, находились конторы служащих, управление железной дороги и квартиры сотрудников — в том числе начальника вокзала Николая Миклухо-Маклая, отца известного путешественника.

Автор: Лидия Утёмова