Я думаю, вы видели таких детишек на улице. Творят что хотят – выбегают на проезжую часть, отбирают у других детей игрушки, рвут цветы с газонов, ломают все, что смогут разломать. Где мать – непонятно, просто беспризорник какой-т ос цепи сорвался. Но стоит сделать такому «беспризорнику» замечание, оказывается, что очень он даже «призорный». И мать у него есть. Которая, захлебываясь рыком и лаем не хуже цепной собаки, требует, чтобы к ее чадушку не лезли гнусные посторонние люди. Она ребенка по особой методике воспитывает. По японской. Поэтому ему, ребенку, ничего запрещать нельзя!
На самом деле, не такая уж и новая эта идея воспитания вседозволенностью. Просто популярность она набрала не сразу. А так-то ей не меньше сорока лет.
Помнится, в далеком 1981м году рассказывала мне бабушка про кавказскую (да, кавказскую) методику воспитания детей.
Мол. До пяти лет дитя – царь, с пяти до двенадцати (да, до двенадцать!) – раб, после двенадцать – друг.
Говорила, так и растят будущих джигитов.
А меня охватывал ужас. Ужас при мысли о том, что ровно в мой пятый день рождения меня перестанут любить, и целых семь лет будут гонять по хозяйству как прислугу. Зачем тогда жить? Зачем нужны такие родители?
Но, к счастью, интерес к «кавказскому методу воспитания» в нашей семье был чисто умозрительным. Как не было в моей жизни вседозволенности до пяти лет. Так и потом не началось никакого рабства.
Пятый день рождения прошел счастливо, страх стать «рабом» исчез, а память о том разговоре осталась.
Каково же было мое удивление, когда эта самая методика воспитания снова всплыла уже в 90е годы. Правда, стала она Японской, сменила под шумок гражданство. Да и «рабство» несколько растянулось, с семи до десяти лет, теперь «другом» ребенок становился только в пятнадцать. А в остальном – один в один, даже формулировка та же.
В доме нашем жили и грузины, и армяне, и айзербайджанцы (и все как-то ладили между собой). В какой-то момент даже ингушская семья сняла квартиру. Все эти люди были достаточно общительны, чтобы можно было с ними поговорить и на философские темы. Но никто, никто из них слыхом не слыхивал о таком способе воспитания будущих джигитов. «Глупость какая-то, ребенка надо с детства воспитывать, в пять лет поздно уже начинать!» - сказала мне ингушская бабушка. Остальные признали то же самое.
Как выяснилось позже, и японцы своих детей вовсе не так воспитывают. И вседозволенность в детстве им неведома, и панибратство пятнадцатилетних со взрослыми родителями.
И вообще в Японии, где веками опасность поджидала на каждом шагу – то цунами, то землетрясение, то набег разбойников, то очередная война, неконтролируемые дети, это нонсенс. Не выживут они!
В общем, кто бы эту байку ни придумал, заморочил он мамочек знатно, на сорок лет хватило и все еще не «отпустило».
И знаете, что? Не получается у этих мамочек ровно в пять лет сделать из ребенка «раба». То есть, начать воспитывать. Ребенок-то точно знает: ему можно ВСЕ. Так было всегда, сколько он себя помнит. Значит, так и должно быть. Всегда.
И скачут по улицам шести, восьми, десяти, двенадцатилетние дети, которые не ведают слова «нет». Отличная система воспитания!
Не знаю, кто придумал эту байку. Но он был гением зла.