Найти в Дзене
Вкус жизни

«Психолог, почините моего ребенка!»

Если бы родители, которые обращаются за консультацией, говорили «правду, ничего, кроме правды», то они так бы и оформляли свой заказ. Но они, конечно, выражаются более витиевато и туманно, хотя смысл именно таков. Все просто – мы, взрослые, напрочь забыли, что такое «быть ребенком». И полагаем, что если у нашего чада наблюдается некоторое нежелательное поведение, непослушание, истерики, упрямство, то это какой-то сбой в программном обеспечении модели «Ребенок добропорядочный, управляемый, полуавтономный, обучаемый только хорошему».

А между тем, ребенок – это губка, хочет он этого или нет. И коли так, то у него попросту нет выбора в его поведении, у него еще не придумались социальные роли, на манер подростков или тинейджеров. Все, что дитя демонстрирует, впиталось от нас, взрослых.

Однажды ко мне «по сарафану» подошла мама трехлетней девочки и спросила, не мог бы я с ней (с дочкой) поработать? Ребенок вдруг перестал быть послушным. То есть она (мама) всерьез полагала, что психолог присядет с ее чадом, поговорит и мотивирует «исправиться». Такие запросы не редкость, и они отражают главное родительское заблуждение: взрослые полагают, что их ребенок это такой «маленький взрослый», который вдруг утратил ответственность за свое поведение, оценки в школе, уборку в комнате… И надо, соответственно, его направить на «путь истинный» - за пару-тройку консультаций с психологом.

Разумеется, детский психолог – это вполне реальная специализация. Такой эксперт и развивает, и корректирует. Но не исправляет поломку «по-быстрому». Самым главным психологом в жизни ребенка всегда остается родитель. И компетентность этого профессионала, пусть интуитивного, сквозит в поведении сына или дочери. В неубранных игрушках, в плохих оценках, приводах в милицию, подростковой беременности, употреблении наркотиков, склонности к депрессиям и суициду… Мало кто готов это признать, но психология — это наука, которая должна говорить то, что нам не нравится.

На тему «отцов и детей» написаны тонны книг, но я предлагаю сосредоточится на одном понятии – надежная первичная привязанность. Она формируется очень рано и остается с человеком на всю жизнь, как группа крови. Когда я вижу, как мама в раздражении дергает свою дочь в раздевалке: «Ну, что ты там копаешься!», как отец дает болезненный воспитательный шлепок расплакавшемуся сыну, как чадо бьется в истерике, требуя еще одну игрушку с витрины, как взрослые пьянствуют заполночь, а ребенок мается у их ног… Я понимаю, пройдет время, и они вынуждены будут делать очень болезненную «работу над ошибками». Но скорее всего, время будет упущено безвозвратно…