Продолжаю публикацию авторского варианта ЕГЭ по русскому языку. Кто пропустил предыдущие статьи, ищите здесь:
задания 1-8 (работа с микротекстом и культура речи)
Для заданий 22-26 взяла короткий и несложный текст Павла Басинского, посвящённый жизненным воззрениям Л. Н. Толстого, написанный для прошлогоднего Тотального диктанта, который я бессовестно "прогуляла" (будет время - расскажу почему).
Прочитайте текст и выполните задания 22-26
(1)Николенька, старший брат будущего великого писателя Льва Толстого, придумал в детстве легенду о зелёной палочке: будто бы в Ясной Поляне, где-то в лесу, закопана палочка, на которой написан рецепт человеческого счастья, а когда люди найдут эту палочку, прекратятся войны и преступления, все полюбят друг друга и наступит вечный мир. (2)Что же за таинственные слова были начертаны на этой палочке и как они помогут прекратить насилие и избавить человечество от страданий?
(3)Когда Толстому было уже восемьдесят лет, он утверждал: «И как я тогда верил, что есть та зеленая палочка, на которой написано то, что должно уничтожить всё зло в людях и дать им великое благо, так я верю и теперь...». (4)Он завещал похоронить себя на краю оврага, в том месте, где, по преданию, и закопана эта зеленая палочка. (5)Из этого можно сделать вывод, что рецепт человеческого счастья сокрыт в творческом наследии Толстого: в его романах и публицистике, дневниках и письмах. (6)Однако его произведения — это тысячи страниц, и, наверное, для рецепта там слишком много слов...
(7)В последние дни жизни в предсмертном бреду он диктовал какие-то цифры, а потом спрашивал близких: «Что написано здесь? Только ищи это». (8)Возможно, он имел в виду ту самую палочку. (9)Сколько вообще слов могло поместиться на прутике, вырезанном из сосновой или берёзовой ветки? (10)А может, он вспоминал в тот момент, как его младший сын Миша во время ссоры протянул братьям листок, на котором детской рукой было нацарапано: «Надо быть добрум». (11)Они засмеялись, и ссора сошла на нет. (12)Толстой пришёл в восхищение от наивных, простодушных слов ребенка и впоследствии их часто повторял.
(13)Вот и разгадка, вот и весь немудрёный рецепт человеческого счастья: просто надо быть добрым.
Павел Басинский - российский писатель, журналист, литературовед.
Тотальный диктант для меня иногда является открытием новых писателей: так произошло с Евгением Водолазкиным в 2015 году, после чего я прониклась тёплыми чувствами к этому автору. История повторилась с Павлом Басинским в 2019. Оказалось, что ничего для меня на тот момент не значащая фамилия принадлежит автору биографий-бестселлеров о Горьком, Толстом и других писателях. Первая книга о Толстом "Бегство из рая", основанная на обширном документальном материале (дневниках, письмах, текстах телеграмм, газет), читается как детектив с лихо закрученным сюжетом: она начинается с таинственного исчезновения старого графа из родового имения, а дальнейшее, стремительно развивающееся действие служит его объяснением, ведёт к разгадке, объясняет причины ухода из дома.
Нам, тем, кто старается найти у Толстого ответы на вопросы времени, очень повезло, что у нас есть Басинский. И Толстому, я уверена, повезло (из интервью Фёклы Толстой).
А теперь задания после текста.
22. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Старший брат Льва Толстого в детстве нашёл в лесу зелёную палочку, на которой был написан простой рецепт человеческого счастья.
2) Простой рецепт человеческого счастья заключён всего в трёх словах: надо быть добрым.
3) Толстой, будучи ребёнком, искренне верил в существование зелёной палочки, но, став взрослым, убедился, что никакой палочки не существует.
4) Братья всегда смеялись над маленьким Мишей, из-за того что он писал с ошибками.
5) Ссора Миши и его братьев закончилась, когда мальчик написал на листе бумаги всего три слова.
Ответ: _________________________
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1-2 содержится описание.
2) Предложение 11 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 10.
3) В предложении 10 содержится ответ на вопрос, заданный в предложении 9.
4) Предложение 4 раскрывает, поясняет предложение 3.
5) В предложениях 9-10 содержится рассуждение.
Ответ: _________________________
24. Из предложений 10 - 12 выпишите синонимы.
Ответ: _________________________
25. Среди предложений 2-6 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения, форм слов синонимов и контекстных синонимов. Напишите номер этого предложения (на этом задании мои ученики конкретно зависли, может, я чего перемудрила)
Ответ: _________________________
26. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25. B этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.
"Привлекая читателей к размышлениям о рецепте человеческого счастья, П.Басинский использует синтаксические средства выразительности (А) ...... (предложение 2, 9) и (Б) ...... (предложения 3, 5). Чтобы доказать возможность достижения гармонии и счастья, автор пользуется тропом (В) ..... (простодушных слов, немудрёный рецепт) и приёмом (Г) ...... (предложения 3, 7).
Список терминов:
1. Парцелляция
2. Противопоставление
3. Вопросно-ответная форма изложения
4. Вопросительные предложения
5. Гипербола
6. Ряды однородных членов
7. Цитирование
8. Синтаксический параллелизм
9. Эпитет
Что касается задания 27, мне кажется, проблему и авторскую позицию сформулировать несложно, но именно для сочинения в формате ЕГЭ текст является далеко не самым простым. Он небольшой по объёму, поэтому, на мой взгляд, из него трудно извлечь два примера-иллюстрации, не зацепив при этом позицию автора. Но всё же своим ученикам дала этот текст для 27 задания. Пусть попытаются.