Найти в Дзене

"Бронекрокодил" БТР-152. Жертва вандализма

Очередной экспонат парка Победы в Саратове - бронетранспортер БТР-152. БТР использует шасси грузового автомобиля повышенной проходимости ЗИС-151, который широко применялся для создания различных боевых комплексов. Разработан в конструкторском бюро 1-го государственного автомобильного завода имени И.В. Сталина "ЗиС", под руководством Б.М. Фиттермана.

Система залпового огня БМ-13Н на шасси грузовика ЗИС-151. Фото: Максим Мысин
Система залпового огня БМ-13Н на шасси грузовика ЗИС-151. Фото: Максим Мысин

Бронетранспортер поступил на вооружение Советской армии в 1950 г. и в вместе с БТР-40, является первым массовым БТРом в СССР. Основное назначение - транспортировка пехоты и артиллерийских орудий. Краткие ТТХ: боевая масса - 8,6 т; экипаж - 2 чел., десант - 17 чел.; оружие: пулемет - 7,62 мм ; броневая защита - противопульная; мощность двигателя - 81 кВт ( 110 л .с.); максимальная скорость - 75 км/ч ; колесная формула - 6x6.

На вооружении стоит станковый пулемет Горюнова калибра 7,62 мм. Для установки пулемета, по периметру бронеавтомобиля расположено четыре кронштейна. На экспонате остался только передний, от остальных только место крепления. Изнутри машина полностью разграблен, остались только две "табуретки" и имитация руля! Вандализм - наше все! :(

В 1954 году, в ходе модернизации, БТР получил лебедку и шины с регулировкой давления, к индексу машины добавилась литера "В" - БТР-152В. С 1950 по 1958 годы на заводе "ЗиС" было выпущено 9900 бронетранспортеров всех модификаций. В 1959 году производство было перенесено в Брянск, где на местном автозаводе было выпущено еще 2520 машин. Создано несколько модификаций, включая с металлической крышей и герметичным корпусом, что позволяло использовать БТР на местности с РХБ загрязнением. Производство БТР-152 было закончено в 1962 году, а на вооружении армии он состоял до 1993 года. В некоторых странах его можно встретить и сейчас, особенно на Ближнем Востоке. В Китае выпускалась лицензионная копия, под названием Тype-56.

-5