Дар уметь говорить правду простым, понятным языком дан далеко не всем даже самым гениальным художникам. Ведь очень часто правда бывает настолько обыденной и безыскусной, что велико желание хоть чуть-чуть приукрасить её очевидность. Замечательным примером по-настоящему правдивого исторически актуального искусства служит творчество Гелия Михайловича Коржева, стойкого бойца старой гвардии соцреализма. Внутренняя свобода, искренняя любовь к Родине, гражданское мужество дают художнику силы говорить о героизме и подлости, подвиге и предательстве сдержанно и жёстко, ровно так, как оно и бывает в жизни.
Среди множества тем, «проживаемых» мастером в сюжетах картин, особое место занимает война. Она лишь изредка выглядывает из-за спин мирных жителей вражескими автоматами, но чаще угадывается в изувеченных телах, скованных напряжением лицах, в тревожных приметах нагрянувших бед. И речь здесь не только об эпичных полотнах серии «Опалённые огнём войны», хотя именно в ней образы героев выходят за рамки бытового сюжета, становясь наглядными символами мужества, разлуки, материнского горя, расчётливой беспощадности врага.
К разговору о подвиге советского народа, о том, какой ценой досталась победа великому поколению победителей, Гелий Михайлович будет возвращаться вновь и вновь до конца своей жизни. «Старые раны», «Встреча», «Облака 1945», «Дезертир», «Живой заслон», – эти картины разделяют десятилетия, но объединяет стремление сохранить правдивую память о войне, передав её потомкам «из рук в руки». Ценя выше всего свободу думать и говорить то, что действительно чувствуешь, художник и сам постепенно превратился в воина, вставшего кистью и красками на защиту духовных ценностей своей страны.
Символично, что в 80-90 годы среди прочих работ в галерее Г. Коржева появились два, казалось бы, никак не связанных между собой цикла. Один из них был посвящён рыцарским скитаниям Дон Кихота,
а другой, вышедший далеко за рамки общепринятых понятий и художественных норм, стал хроникой шокирующей фантасмагории под названием «Тюрлики». Однако, связь между этими мирами, упрямо сосуществовавшими в параллельных реальностях, всё-таки была.
В уродливую вселенную Тюрликов превратилась, по ощущениям художника, окружающая его действительность, в ней больше не осталось места ни чести, ни справедливости, ни памяти. И мастер, как заправский Дон Кихот, вступил в неравный бой с тёмными враждебными силами. Ещё немногие распознали скрытую угрозу в новых лозунгах и обещаниях, а коржевский рыцарь печального образа уже облачился в доспехи, готовый сразиться с любыми химерами.
Что мог он один против надвигавшихся новых времён? Многое. Ведь за ним стояла Родина, которую испокон веков защищали до последнего вздоха. Неслучайно одной из последних работ Г.М. Коржева стал «Победитель» – картина-откровение, картина-послание, торжественный гимн нашей непобедимой стране.
🎯 Если Вам понравилось, поставьте «палец вверх» и подписывайтесь на канал, делайте репосты на свои странички! Спасибо!