Найти тему
#velonation

Дептранс идёт в народ

Оглавление
Визуализация Лесной улицы, Пробок.нет
Визуализация Лесной улицы, Пробок.нет

Департамент транспорта пообещал нанести временную велополосу на Лесной улице и сделать ещё несколько точечных изменений по заявкам москвичей. Что происходит?

9 июня дептранс в лице своего начальника Максима Ликсутова пообещал сделать Москву удобней и открыл сбор заявок — можно оставлять свои пожелания в соцсетях с хэштегом #цоддвработу. Глава департамента обещал, что лично возьмёт на контроль каждое предложение. С тех пор он ещё дважды выходил на связь с общественностью: 16 июня опубликовал колонку, в которой говорил, каким должен стать транспорт в новой реальности, а вчера дал промежуточный отчёт по итогам сбора предложений.По словам Ликсутова, в департамент поступило больше тысячи заявок, и уже до середины июля дептранс разметит велополосу на Лесной улице, которую запроектировали ещё несколько лет назад, но так и не реализовали.

Также кое-где будут расширены тротуары и откорректированы маршруты общественного транспорта. Изменений пока не очень много, но хорошо, что они есть. Сбор заявок продлён до 1 июля, так что ещё можно (и нужно) сообщить дептрансу о проблемах с передвижением на велосипеде, отсутствии нормальных тротуаров и так далее. 

МАКСИМ ЛИКСУТОВ ПООБЕЩАЛ, ЧТО ЛИЧНО ВОЗЬМЁТ НА КОНТРОЛЬ КАЖДОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Судя по твитеру и фейсбуку, чаще всего под хэштегом #цодд в работу публикуются инициативы, которые должны упростить жизнь пешеходам и велосипедистам. Пользоваться хэштегом могут, в теории, и защитники прав автомобилистов, но пока их сообщений не видно. Возможно, просто потому, что в случае надобности у них есть более короткий выход на чиновников – когда «Синие ведёрки» задумали стереть велополосу на Мытной, в их мероприятиях и «исследованиях» участвовал замруководителя ЦОДД Александр Евсин.

История со сбором заявок на улучшения, как ни крути, вышла неоднозначная. Давайте посмотрим плюсы и минусы, но начнём всё-таки с хорошего.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК

Это, к сожалению, большая редкость; обычно чиновники говорят на каком-то своём жаргоне — так, что нормальный человек с трудом понимает, о чём речь. И это отбивает у граждан любое желание общаться с органами власти — заранее понятно, что вместо внятного ответа ты получишь бессмысленное нагромождение слов. Дептранс в последние годы ломает эту практику и общается с людьми по-человечески. Оба сообщения Ликсутова и его колонка тоже написаны живо и понятно. Это здорово, без этого диалог просто невозможен.

ПРОСТАЯ ПРОЦЕДУРА

Московское правительство сильно своими электронными сервисами; отправить предложение, жалобу или что-то ещё в любой департамент можно за пять минут. Дептранс сократил это время до полутора — чтобы отправить предложение, не надо заходить на сайт мэрии, достаточно использовать хэштег. Дело не только в экономии времени — создаётся ощущение живого неформального общения. 

АДЕКВАТНАЯ РЕАКЦИЯ

Вбросив идею сбора заявок, Ликсутов ведёт себя последовательно. Сперва опубликовал колонку, в которой демонстрирует здравый подход к транспорту, теперь отчитывается о первых итогах. Всё логично. В первую порцию изменений попали, судя по всему, самые вопиющие случаи. Та же велополоса на Лесной — сейчас проезжая часть на улице шире, чем нужно, и это создаёт риск ДТП. Так что появление велоинфрастуктуры сделает улицу безопасней не только для велосипедистов, но и для других участников движения.

Ну а теперь минусы, которых тоже хоть отбавляй. Мы пока не знаем, что в итоге перевесит. Но победы добра точно не будет, если не говорить о проблемах. 

НЕТ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

Ситуация, когда глава целого департамента берет под личный контроль жалобы на слишком длинные фазы ожидания для пешеходов, — не то чтобы нормальная. Либо это популизм за три копейки, либо в департаменте плохо с делегированием. Любом случае, выглядит тревожно. А решение действовать методом точечных изменений по заявкам, вместо комплексного подхода, говорит о том, что у руководства важного Московского ведомства нет в голове цельной картины происходящего.

НЕПРОЗРАЧНАЯ СХЕМА

Надо отдать должное сотрудникам дептранса — под многими сообщениями с пометкой #цоддвработу, оперативно похваляются комментарии, свидетельствующие, что предложение, как минимум, замечено адресатами. Но при этом, в отличие от официальных обращений, требующих ответа в течение 30 дней, предложения в соцсетях реакции не требуют. Какие идеи будут учтены, а какие проигнорированы, совершенно непонятно. Дептранс не ошибётся, если сделает карту инициатив и даст свою позицию по каждому случаю — уж коль скоро их курирует сам Ликсутов, проблем с этим возникнуть не должно.

СЛИШКОМ РОБКИЕ ШАГИ

В 2017 году велополоса на Лесной замышлялась как постоянная. Теперь, судя по всему, речь идёт о временной инфраструктуре. При этом о других подобных кейса дептранс пока даже не вспоминает, а надо бы: в своё время сделать велоинфраструктуру также планировалось на Петровке, в Каретном ряду, на Малой Дмитровке и некоторых других улицах, и теперь там излишне широкие (а стало быть, очень небезопасные) автомобильные полосы.

Петровка. Одна из улиц, где велополосы проектировали, да не выпроектировали
Петровка. Одна из улиц, где велополосы проектировали, да не выпроектировали

Но дело не только в велополосах. Пока многие другие города заявляют о масштабных изменения и ассигнуют на это значительные деньги, дептранс ограничивается точечными мерами по заявкам граждан. Будем честны: политической воли департаменту не занимать. Когда было принято решение о введении палатной парковки, она была введена — несмотря на всё негодование защитников прав автомобилистов. С пешеходной и велосипедной инфраструктурой надо действовать также решительно. Хуже точно не будет.