Департамент транспорта пообещал нанести временную велополосу на Лесной улице и сделать ещё несколько точечных изменений по заявкам москвичей. Что происходит?
9 июня дептранс в лице своего начальника Максима Ликсутова пообещал сделать Москву удобней и открыл сбор заявок — можно оставлять свои пожелания в соцсетях с хэштегом #цоддвработу. Глава департамента обещал, что лично возьмёт на контроль каждое предложение. С тех пор он ещё дважды выходил на связь с общественностью: 16 июня опубликовал колонку, в которой говорил, каким должен стать транспорт в новой реальности, а вчера дал промежуточный отчёт по итогам сбора предложений.По словам Ликсутова, в департамент поступило больше тысячи заявок, и уже до середины июля дептранс разметит велополосу на Лесной улице, которую запроектировали ещё несколько лет назад, но так и не реализовали.
Также кое-где будут расширены тротуары и откорректированы маршруты общественного транспорта. Изменений пока не очень много, но хорошо, что они есть. Сбор заявок продлён до 1 июля, так что ещё можно (и нужно) сообщить дептрансу о проблемах с передвижением на велосипеде, отсутствии нормальных тротуаров и так далее.
МАКСИМ ЛИКСУТОВ ПООБЕЩАЛ, ЧТО ЛИЧНО ВОЗЬМЁТ НА КОНТРОЛЬ КАЖДОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Судя по твитеру и фейсбуку, чаще всего под хэштегом #цодд в работу публикуются инициативы, которые должны упростить жизнь пешеходам и велосипедистам. Пользоваться хэштегом могут, в теории, и защитники прав автомобилистов, но пока их сообщений не видно. Возможно, просто потому, что в случае надобности у них есть более короткий выход на чиновников – когда «Синие ведёрки» задумали стереть велополосу на Мытной, в их мероприятиях и «исследованиях» участвовал замруководителя ЦОДД Александр Евсин.
История со сбором заявок на улучшения, как ни крути, вышла неоднозначная. Давайте посмотрим плюсы и минусы, но начнём всё-таки с хорошего.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК
Это, к сожалению, большая редкость; обычно чиновники говорят на каком-то своём жаргоне — так, что нормальный человек с трудом понимает, о чём речь. И это отбивает у граждан любое желание общаться с органами власти — заранее понятно, что вместо внятного ответа ты получишь бессмысленное нагромождение слов. Дептранс в последние годы ломает эту практику и общается с людьми по-человечески. Оба сообщения Ликсутова и его колонка тоже написаны живо и понятно. Это здорово, без этого диалог просто невозможен.
ПРОСТАЯ ПРОЦЕДУРА
Московское правительство сильно своими электронными сервисами; отправить предложение, жалобу или что-то ещё в любой департамент можно за пять минут. Дептранс сократил это время до полутора — чтобы отправить предложение, не надо заходить на сайт мэрии, достаточно использовать хэштег. Дело не только в экономии времени — создаётся ощущение живого неформального общения.
АДЕКВАТНАЯ РЕАКЦИЯ
Вбросив идею сбора заявок, Ликсутов ведёт себя последовательно. Сперва опубликовал колонку, в которой демонстрирует здравый подход к транспорту, теперь отчитывается о первых итогах. Всё логично. В первую порцию изменений попали, судя по всему, самые вопиющие случаи. Та же велополоса на Лесной — сейчас проезжая часть на улице шире, чем нужно, и это создаёт риск ДТП. Так что появление велоинфрастуктуры сделает улицу безопасней не только для велосипедистов, но и для других участников движения.
Ну а теперь минусы, которых тоже хоть отбавляй. Мы пока не знаем, что в итоге перевесит. Но победы добра точно не будет, если не говорить о проблемах.
НЕТ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
Ситуация, когда глава целого департамента берет под личный контроль жалобы на слишком длинные фазы ожидания для пешеходов, — не то чтобы нормальная. Либо это популизм за три копейки, либо в департаменте плохо с делегированием. Любом случае, выглядит тревожно. А решение действовать методом точечных изменений по заявкам, вместо комплексного подхода, говорит о том, что у руководства важного Московского ведомства нет в голове цельной картины происходящего.
НЕПРОЗРАЧНАЯ СХЕМА
Надо отдать должное сотрудникам дептранса — под многими сообщениями с пометкой #цоддвработу, оперативно похваляются комментарии, свидетельствующие, что предложение, как минимум, замечено адресатами. Но при этом, в отличие от официальных обращений, требующих ответа в течение 30 дней, предложения в соцсетях реакции не требуют. Какие идеи будут учтены, а какие проигнорированы, совершенно непонятно. Дептранс не ошибётся, если сделает карту инициатив и даст свою позицию по каждому случаю — уж коль скоро их курирует сам Ликсутов, проблем с этим возникнуть не должно.
СЛИШКОМ РОБКИЕ ШАГИ
В 2017 году велополоса на Лесной замышлялась как постоянная. Теперь, судя по всему, речь идёт о временной инфраструктуре. При этом о других подобных кейса дептранс пока даже не вспоминает, а надо бы: в своё время сделать велоинфраструктуру также планировалось на Петровке, в Каретном ряду, на Малой Дмитровке и некоторых других улицах, и теперь там излишне широкие (а стало быть, очень небезопасные) автомобильные полосы.
Но дело не только в велополосах. Пока многие другие города заявляют о масштабных изменения и ассигнуют на это значительные деньги, дептранс ограничивается точечными мерами по заявкам граждан. Будем честны: политической воли департаменту не занимать. Когда было принято решение о введении палатной парковки, она была введена — несмотря на всё негодование защитников прав автомобилистов. С пешеходной и велосипедной инфраструктурой надо действовать также решительно. Хуже точно не будет.