Летом прошлого года я мельком посетил парк Победы в Саратове, один из экспонатов военной техники, представленной там - самолет Туполев Ту-22К (КД/КП), бортовой номер №20, выпущен в 1969 году на Казанском авиационном заводе. Место службы борта - 1 аэ, 121-й гвардейский тяжёлый бомбардировочный Севастопольский Краснознамённый авиационный полк, который до 1994 года базировался на аэродроме "Мачулищи" в Белоруссии.
Полк был сформирован в 1940 году на аэродроме Хотунок (г. Новочеркасск) на самолётах ТБ-3 и получил наименование 81 дальний бомбардировочный авиационный полк (дбап). В течение всей Великой Отечественной войны полк принимал участие во всех крупнейших боевых операциях. 18 августа 1942 года приказом НКО № 250 полк преобразован в 5 гвардейский бап дальнего действия. 24 мая 1944 года за участие в освобождении города Севастополь приказом ВГК присвоено почетное наименование Севастопольский. 20 сентября 1946 г. полк вошел в состав Дальней авиации и был переименован в 121 гвардейский Севастопольский Краснознамённый бап. В 1952 году личный состав приступил к освоению стратегического бомбардировщика Ту-4. Полк получил статус - тбап. В дальнейшем 121 гвардейский тбап последовательно переучивается на новую авиационную технику: в 1958 г. на Ту-16, 1964 г. - Ту-22, 1969 г. - Ту-22К, 1995 г. - Ту-160.
В 1994 году этот борт перегнали для утилизации в Энгельс, но он ее избежал и 03.11.1999 года был установлен в Саратовском Парке Победы в виде памятника. Модификация Ту-22К (КД/КП) 1965 год - ракетоносец, несёт одну ракету типа Х-22. Имелась возможность переоборудовать в бомбардировщик.
Самолет Ту-22 имел достаточно сложную судьбу, он был сложен в эксплуатации, с ним случалось много аварийных ситуаций, за время эксплуатации было потеряно около 70 машин.
Из воспоминаний летчика-оператора, подполковника Никитина Александра Петровича:
... было несколько эпизодов, заставивших поволноваться: на взлете почувствовали сильный толчок сразу после отрыва (был выпущен тормозной парашют) , но командир успел нажать сброс, и мы не «клюнули носом» , взлетели. Еще, как-то на взлете оторвалось колесо основной стойки, следы от обломков были на фюзеляже, в районе стабилизатора, благо, они в двигатель не попали, но посадка была идеальная.
Довелось летать легендами полка .... самые теплые воспоминания о них. Удивили люди в полку, было ощущение, что всех пропускали через фильтр порядочности и профессионализма. Наверное, объяснение этому - самолет Ту-22, который не прощал подлости, халатности и не принимал наше русское "авось", требовал глубоких, системных знаний, дружбы, взаимовыручки.
(Информация сайта: www.tu22.ru)
За белее чем четверть века своей боевой службы, самолет Ту-22 получил множество прозвищ: "Шило" - за вытянутую остроконечную форму фюзеляжа или "Сверхзвуковой спиртовоз" - из-за особенности системы охлаждения, вмещающей 450 литров спирта. В дальней авиации России, Ту-22 эксплуатировался до 1994 года.
Статья про Ту-22 в Энгельсе по этой ссылке.