Трансформация бизнес процессов нужна производствам. Однажды я сидел на конференции Digital Technologies Forum 2019, где директор одного предприятия (крупного) в сессии посвященной ИИ сказал, что все эти новые технологии это уж точно не наш век, мы никуда не уходим от таблиц, человеческого фактора, отчетов, бумажной волокиты. И все бы ничего, но мне стало страшно от того, какой сильный и позитивный отклик появился в аудитории среди директоров из всех отраслей.
Тут мы подбираемся к проблеме:
К сожалению, "хороший" менеджер делает все так, чтобы максимально угодить руководству, а менеджер делает так, как будет эффективнее для бизнеса. Это касается не только среднего звена, что принято понимать под словом менеджер, но и высшего руководства. Яркий пример шикарного менеджера - Ли Якокка, в будущих заметках я посвящу ему отдельный блок.
Этим вступлением я хотел сказать, что в большей части бизнес не трансформируется и погибает из-за отсутствия мотивации у руководства и угодничества среднего звена. И это очень опасно. Почему?
Диджитал Трансформацию сейчас можно сравнить с Промышленной Революцией в 18 Веке. И это не прихоть, а обязанность для бизнеса при условии и желании выжить, чтобы оставаться конкурентноспособными.
Увы, что тогда, что сейчас человек не способен сформировать прогноз для технологического прогресса из-за экспоненциального роста. Разберем на простой задаче:
Согласно одной из легенд, Сисса бен Дахир показал своё изобретение правителю страны, тому так понравилась игра, что он дал изобретателю право самому выбрать награду. Мудрец попросил у короля за первую клетку шахматной доски заплатить ему одно зерно риса, за вторую — два, за третью — четыре и так далее, удваивая количество зёрен на каждой следующей клетке. Правитель, не разбиравшийся в математике, быстро согласился, даже несколько обидевшись на столь невысокую оценку изобретения, и приказал казначею подсчитать и выдать изобретателю нужное количество зерна.
Вы можете сделать паузу на несколько секунд, чтобы по-настоящему увидеть в своем сознании, что такое интуитивный ответ:
Человеческий мозг в большинстве случаев способен мыслить линейно, а не экспоненциально. Общая масса составит 461 168 601 842,738790375 тонн и это больше, чем весит Боинг 747.
Именно по этому я начал с этой истории, т.к. цифровые технологии за последние несколько десятилетий развивались так же, как и количество зерен на шахматной доске, в геометрической прогрессии. Чтобы не быть голословным, приведу три фундаментальных закона:
- Первый закон - Мура гласит, что каждые 18 месяцев ваш компьютер будет обладать вдвое большей мощностью для обработки информации.
- Второй закон называется закон Баттерса - объем данных, передаваемых по одному оптическому волокну, удваивается каждые девять месяцев.
- Третий закон называется закон Крайдера. Этот закон рассматривает емкость жесткого диска и устанавливает, что объем данных, хранящихся на сантиметровом квадрате жесткого диска, будет удваиваться каждые 13 месяцев. По крайней мере так было в конце 90-х - начале 2000-х годов, когда Марк Крайдер сформулировал свое наблюдение. Тенденция фактически замедлилась до удвоения каждые 16 или 17 месяцев.
Только часть этого потенциала идет на повышение производительности устройств массового рынка. Вторая часть идет на снижение потребительских расходов: компьютеры, подключение к Интернету и емкость для хранения данных станут не только лучше, но и дешевле.
Мы знаем, что технологии быстро развиваются. Однако, поскольку человеческая интуиция настроена на линейное развитие, мы всегда склонны недооценивать этот прогресс. Поэтому неудивительно, что компании также склонны не воспринимать серьезно или даже полностью игнорировать влияние цифровых технологий.
Таким образом мыслит большее количество традиционных компаний, но тут на поле выходят стартапы!
Если компании развиваются линейно, а технологии развиваются экспоненциально, мы видим разрыв между ними, разрыв между фактической стоимостью компании и тем, что было бы возможно с точки зрения технологии. И с течением времени эта разница очень быстро увеличивается. Именно эту нишу заполняют инновационные стартапы, использующие технологии для удовлетворения потребностей клиентов, так как действующие/крупные игроки просто этого не увидели.
В завершении, дабы подкрепить выше сказанное - приведу пример компании, которая скептически отнеслась к новым технологиям и в итоге исчезла, покорно передав весь свой бизнес новому конкуренту.
Netflix, да-да именно стриминговый сервис. В РФ он появился совсем недавно в 2016 году. По ошибке многие его воспринимали/ют, как технологический стартап, но это не так. История компании началась еще в 1997 году. Если очень вкратце: основатели компании решили оптимизировать способ возврата дисков, взятых в прокат. Начали пересылать DVD по почте, а затем запустили рекомендательный сервис Cinematch с фильмами. Любопытно, что модель по подписке появилась задолго до стримингового сервиса - месячная подписка стоила $15,95 и позволяла взять четыре DVD в месяц в аренду.
Полноценный сервис в привычном для нас виде компания запустила в 2007 году, обозначив серьезность своих намерений своему главному конкуренту - Blockbuster LLC. Открыв страницу в Википедии про эту сеть достаточно увидеть одно WAS, чтобы понять конец этой истории.
known as Blockbuster Video,[5] was an American-based provider of home movie and video game rental services. Services were offered primarily at video rental shops, but later alternatives included DVD-by-mail, streaming, video on demand, and cinema theater.
Blockbuster Video представляли собой традиционный, очень большой и даже можно сказать "устойчивый" бизнес, но как оказалось на деле совсем не гибкий.
Все наверное слышали истории, как кто-то продал акции компании Apple кучу лет назад, но здесь практический бизнес кейс и все могло быть иначе: в 2000 году Рид Хастингс обращался в Blockbuster с предложением о сотрудничестве, что подразумевало партнерство либо покупку Netflix за $50 000 000. Но генеральный директор Blockbuster воспринял это как шутку и посмеялся над парнями.
В итоге: в 2010 году вышла статья на РБК: В США разорилась крупнейшая сеть видеопроката Blockbuster. Ну а как дела у Netflix, я думаю все в курсе - рыночная капитализация корпорации достигла 217,86 миллиардов долларов на 24 августа 2020 и в этом году мы стали свидетелями серьезного события в киноиндустрии, когда оскароносный режиссер - Мартин Скорсезе выпустил фильм "Ирландец" на стриминговой платформе.
Вот так Netflix удалось занять нишу с помощью диджитал трансформации и оптимизации не только пользовательского пути, но и бизнеса за счет применения технологий.
Кто в итоге виноват, пусть каждый решает сам, несмотря на то, что здесь все вполне очевидно не забывайте про Эффект Ореола. Но для себя я подчеркнул важный фактор: Гибкость всегда на первом плане и не важно чего это касается - процессов, бизнеса, управления. Даже взять этот кейс и представить ситуацию сегодня: во время самоизоляции не сходишь за диском в магазин, а вот оформить подписку и просмотреть на телефоне, компьютере, Смарт-ТВ - пожалуйста! Пару кликов, свайпов в любом месте, в любое время и клиент получает свой товар.