Посвященные жрецы Древнего мира рассматривали человека как воплощение всего вселенского порядка и, воплощение божественных и земных тайн. Анатомия и физиология в древний период, развивались как божественные науки и изучались не в отдельности, а как аспекты священного знания и ключ к небесному таинству. Согласно Школам мистерий, человеческое тело подразделялось на три основные части; небо- высший мир или мир богов, земля - мир людей, который скандинавы называли Мидгард- "срединный сад", и третий, подземный мир или преисподня.
Три мира - это Отец, Сын и Дух Святой, которые в индуизме символизируются трехбуквенным словом Аум, а в масонских Орденах, ученик, подмастерье и мастер. В оккультной анатомии этими мирами в теле человека являются: мозг, сердце и воспроизводительная система. И когда религиозные или эзотерические течения, говорят о том, что божественный мир находится на Небесах, то подразумевают порой, ни что иное, как голову человека - место обитания богов.
По- своему разделяла Вселенную на три части пифагорейская доктрина: Высочайший, высший и низший миры. Высочайший мир - вместилище всего сущего, не имеющий ни начала, ни конца, мир Бога.
Высший мир- это мир неземных сил, божественных образов и «печатей мира», мир полубогов - сынов Земли и Неба.
Низший мир ( заключенный в двух других) назван миром ангелов, богов и демонов. Там обитают:" Движители сфер, Надзиратели и стражи вещей, порожденных и тленных, и те, кому предписано заботиться о телах» («О пифагорейских тайных учениях»). То есть, это мир материальной вселенной, соответствующий земной сфере, временное жилище духов в период их пребывания в состоянии смертных.
Низший мир, разделялся на три царства природы: минеральное, растительное и животное. Здесь же обитали подземные божества-элементалы и духи-покровители. По поводу такого вселенского порядка Аристотель написал следующее: «Пифагорейцы утверждают, что целое и все сущее ограничено тремя».
(Хильдегард Бингенская (1098—1178) — представительница средневековой схоластики, мистик, натурфилософ и врач).
Христианство заимствовав древние учения, объявило, что мироздание занимает три сферы: первая — это небеса, вторая — земля, а третья — ад. Тиара ( тройная корона) , папы римского стала символизировать власть церкви над духовной, мирской и чистилищной сферами. В начале становления христианства духовная сфера была обителью Бога в трех его ипостасях. Мирская (земная) сфера первоначально была обиталищем святых, а позднее ее отождествили с миром людей. Чистилищная сфера была определена церковью, как посмертное состояние души после смерти тела, где душа искупала земные грехи физического тела.Здесь под небесами, землей и адом следует понимать Тройственность в Единстве, или как сказано в "Изумрудной скрижали" Гермеса Трисмегиста: «Единый по сути и трехмастный по форме проявления», то есть Единая Жизнь проявляется в трех разных аспектах: Сознание, Интеллект и Сила. Следовательно, три аспекта Божества являются тремя мирами, которые Плутарх описал в своем толковании к «Сорок седьмой теореме Евклида»:" Сознание создало небеса, Сила подняла землю из бездны и установила ее на вечном основании, а Интеллект связал воедино небеса и землю — а вместе они образовали Арку, Якорь и Буксирный Канат".
Применительно к человеку, три мира соответствуют трем составляющим его сложной натуры: дух, душа (психика) и тело. С точки зрения его физического строения они аналогичны трем основным полостям тела. Так, дух соответствует полости грудной клетки, душа (психика) — полости черепа, а тело — брюшной полости. Это и три камеры Пирамиды, и символические помещения, где в франкмасонстве происходит посвящение в масоны с присвоением титулов «Принятый в ученики», «Член гильдии» и «Мастер масон».Считается, что каждая из трех полостей тела, в свою очередь, так же разделяется на три части, а все вместе они составляют девятку.Так например внутриутробная жизнь ребенка от зачатия до рождения насчитывает 9 месяцев, поэтому считается , что слово “девять” происходит от слова “новый”,то есть рождение нового человека. Девять частей, будучи заключены в полости аурического яйца, образуют совершенную декаду (десятку) или человека. Число 10 объединяет все предшествующие числа. Символически оно показывает, что свершение совпадает с концом цикла, и началом нового природного цикла, которых например в Египте было три. Им присущ один и тот же универсальный принцип – изменение, превращение и повторение одного и того же.Число 10 нередко изображаю в виде круга, символа вечного цикла.
В индуизме троица в человеке тоже распределена в трех полостях тела: Брама — в сердце, Вишну — в мозге, а Шива, чьим символом является фаллос, — в половой системе. Для каждого из этих трех божеств характерно троякое проявление, или проявление в трех функциях: созидания, сохранения и распада. Эти же аспекты, главенствуют в малых полостях, заключенных внутри больших.
С точки зрения аналогии между человеком и тремя мирами сердце принято считать небом, головной мозг — землей, а половую систему — преисподней. По мировоззрению древних греков, страшные пещеры Тартара или ада (половая система) находились прямо под Олимпом( мозг), так же и в древних храмах, чистилищные залы для проведения обрядов посвящения всегда размещались в подземельях, символизируя своим расположением и компоновкой изгибы кишечного тракта. «Человек — это зеркало вселенной, а его тройственная природа взаимосвязана со всеми вещами» - писал по этому поводу живший в XVl веке, врач и теософ-мистик Жан Батист ван Гельмонт.
Итак, подведем итоги всему вышеизложенному:
Три христианских мира - небо, земля и преисподня, или Сознание, Интеллект и Сила, в оккультной анатомии, это: дух, душа и тело, а также три полости в теле человека грудная клетка, череп, брюшная полость, где небо сердце, земля мозг, преисподня- половая система.В современной концепции, небо - мозг, земля- область сердца, преисподня- производительная система.