Сегодня в моем блоге я бы хотела рассказать историю Сергея Котова, начинающего писателя-фантаста: про его творческий путь. Также узнаю у него, какие перспективы у писателей в России, и что нужно сделать, чтобы стать популярным оплачиваемым автором. Поехали!
О начале творческого пути
Сергей начал писать с 4 лет, правда, почти всю жизнь это было скорее хобби, чем основная деятельность. Затем он прокачивал свои навыки, обучаясь на лингвиста и участвуя в мероприятиях для писателей. Несколько лет назад, под негативным впечатлением от фильма «Сволочи» Сергей решил поучаствовать в патриотическом конкурсе с повестью в стиле фэнтези «Счастливчик» (около 40 тыс. знаков). Рассказ прошел процедуру отбора и вышел в составе сборника «Наше дело правое» в издательстве «Эксмо». Сборник успешно продавался на рынке (общий тираж составил 50 тыс. экземпляров), а Сергей получил свое первое вознаграждение как писатель в виде гонорара.
Интересно, что первоначально Сергей планировал издаваться под своей фамилией Иванов, от этой идеи пришлось отказаться, так как авторов с таким именем и фамилией уже достаточно. Пришлось взять псевдоним Котов, который и закрепился в дальнейшем.
Выбор модели развития
Сергей считает, что на начальном творческом этапе будущему писателю нужно выбрать направление для самореализации. Глобально, современная русская литература делится на два больших блока, которые мало пересекаются. Первый – это Большая литература. Туда пишут, мечтая оставить след в истории, повлиять на умы и общественные процессы. Писателям «поймавшим волну» доступны гранты, премии, другие меры поддержки как со стороны государства, так и со стороны НКО. Среди ярких представителей этого направления – Сорокин, Пелевин, Прилепин, Улицкая и другие. Второй – это литература развлекательная – фантастика, любовные романы, детективы. Наиболее успешными российскими писателями в этой сфере являются Лукьяненко, Перумов, Глуховский и т.д. Среди этой категории фантастика хоть и относится формально к «несерьезной» литературе, имеет собственные многолетние традиции, уклад и большой круг заинтересованных людей, объединенных в фэндом (неформальное объединение фанатов). Фантасты регулярно организуют конвенты (выездные собрания), имеют собственные премии и систему поддержки молодых авторов.
Например, на ежегодной конференции «Роскон» регулярно проходят мастер-классы и семинары, которые ведут состоявшиеся авторы. Эти мероприятия начинающему писателю нужно посетить в обязательном порядке. Там можно научиться писать у таких мэтров, как Сергей Лукьяненко, известного всем, как минимум, серией книг про Ночной и Дневной Дозор, которые были экранизированы, Ник Перумов – ведущий отечественный автор фэнтези, и других. А вот и фото с мероприятия, где Сергей Котов (справа в первом ряду) в компании С.Лукьяненко (справа во втором ряду), Перумов (по центру) и прекрасных дам.
Книжная индустрия в целом сейчас переживает глубокий кризис, который уже в ближайшем будущем может обернуться кардинальной перестройкой рынка, и модели заработка. Бумажные тиражи упали в сотни раз за два десятилетия. На гонорары с бумажных публикаций жить невозможно, если вы не входите в топ-5 авторов в своем направлении. Однако, появляются новые тенденции, которые могут снова сделать писательство коммерчески выгодным родом деятельности.
Как зарабатывать на писательстве молодым авторам
Заработать на писательстве крайне сложно. Если вы не успели попасть в популярные авторы в период бумажной книги - нужно быть готовым к тому, что долгое время придется писать бесплатно, нарабатывая аудиторию и имя, формируя свой личный «бренд». Без конкурса и подтвержденных успехов пробиться в известные издательства практически нереально сейчас, а выпустив книгу «самиздатом» в печатном виде практически гарантирован провал. Многие писатели, разочаровавшись, уходят в сценаристы, где заработок более предсказуем.
В последнее время ситуация стала меняться. Сетевая литература, и порталы для сетевых писателей, которые раньше никто не воспринимал всерьез, приобрели миллионные аудитории, и продолжают наращивать коммерческую базу. Основные литературные порталы на российском рынке, по его мнению, это Litnet и Author Today – уже имеют по несколько миллионов подписчиков, и продолжают расти на 15-20% в год. Сергей недавно выпустил свой первый большой роман в электронном виде «Ошибка маленькой Вселенной», 440 тыс. символов, и ему удалось написать ее всего за полтора месяца, во время карантина. Роман был написан специально для конкурса на номинацию премии «Новые горизонты» от портала Litnet. Так что если любите фантастику, можете почитать, пока она есть в свободном доступе.
Читательский охват, и полученная обратная связь на конкурсе вдохновила Сергея на работу над новой книгой, с прицелом на возможное получение статуса коммерческого автора. Конечно, в сети приходится больше работать. Чтобы оставаться интересным читателю, сетевому писателю необходимо выпускать минимум 4 романа в год. Талант, безусловно, тоже имеет большое значение, но решающее – это именно работоспособность. Сергей видит будущее в электронных книгах, ведь порталы набирают все большую популярность. Среди русскоязычных авторов есть даже успешные примеры выхода на международный рынок сетевой литературы, прежде всего, на портал Amazon и это, конечно, совсем другой уровень. Уже появляются специализированные агентства, занимающиеся профессиональным продвижением русскоязычных сетевых авторов в англоязычном сегменте.
Миллионы ждут
Успешные коммерческие сетевые авторы в России в среднем зарабатывают 50 – 200 тыс руб. В месяц. Топовые авторы – 3 – 4 млн. рублей в год. Тогда как гонорар за бумажную книгу для начинающего автора при тираже 3 000 экземпляров (что очень хорошо по нынешним временам) составляет 15 – 30 тыс. рублей. Писатели, которым удалось выйти на Amazon, зарабатывают 5 – 6 тыс. долларов за роман при первичной выкладке, и далее по 1-2 тыс долларов в месяц.
Безусловно, успеха достигают не все, и нужно очень много писать, а также совершенствовать свои навыки, чтобы прийти к таким впечатляющим результатам. Но в писательстве побеждает тот, кто не только талантлив, но и упорен в достижении цели, а также тот, кто верит, что все возможно.
22 июня 2020 года стало известно, что его первый большой роман "Ошибка маленькой Вселенной" о странствиях мальчика Димы и его кота Барса между мирами вошел в шорт лист из 10 номинантов конкурса "Новые горизонты", опередив при этом 153 претендентов, с чем мы его поздравляем.
Я желаю Сергею успеха и победы в конкурсе, благодарю за интервью и желаю ему стать известным и крутым писателем-фантастом! Книга доступна к бесплатному прочтению на портале Litnet по ссылке.