В мире все страны и континенты взаимодействуют между собой, осуществляя культурный обмен. Интерес к японо – китайской культуре в Европе распространялся волнами от китайских комнат стиля барокко до японизма времён Альфонса Мухи.
Открытие Китая и формирование стиля шинуазри.
В древности территория к востоку от Европы называлась Тартарией. В этом названии смешалось представление об ужасном Тартаре и о татарах. В те времена Монголию представляли малоразвитой варварской державой, а территория между Каспием и Тихим океаном представлялась местом обитания демонических Гога и Магога. Марко Поло, побывав в Китае исследовал реальный, малоизвестный для европейцев Восток. Он попал в Китай в то время, когда этой страной владели монголы, а монгольский хан Хубилай перенёс столицу империи в Пекин.
Марко Поло искренне восхищался мудростью государственного устройства Китая, где каждый орган управления работал, как часы. В результате Китай превратился для европейцев в страну мудрых правителей и гармоничной райской природы. А вот зарисовок в истинно китайском стиле в те времена было мало. Впоследствии один из путешественников восполнил этот пробел, привезя из Китая несколько рисунков. Именно эти скудные сведения о китайском стиле и послужили основой для возникновения «китайщины» во всех изобразительных искусствах без исключения. Конечно же, в рукописях Поло было немало сказочного, и стиль шинуазри также стал стилем сказки.
Нередко в нём фигурировали фантастические птицы и другие подобные сюжеты. Главная черта «китайщины» - соединение европейского с китайским, причём китайского было даже меньше. Стиль шинуазри существовал в Европе в эпоху барокко и рококо. Шинуазри особенно гармонично вписался в стилистику рококо. А художники кроме пасторальных сценок с европейскими девушками стали рисовать китайский императорский двор и прекрасных китаянок из приближённых императора.
Фарфор был одним из самых ценных материалов, который перевозили по Великому Шёлковому пути. Его тайна так и не была раскрыта, весь фарфор, произведённый в Европе, был создан по открытому с нуля рецепту. Европейцы оценили фарфоровую посуду, которую было легче мыть, чем традиционные дворцовые золотые сосуды.
Первые разработки рецептуры фарфора проводились в Мейсене, в Саксонии. Так был создан Майсенский фарфор. Поначалу изделия фабрики в Мейсене воспроизводили традиционные китайские мотивы. Позднее инициативу перехватили французы, и при содействии маркизы де Помпадур и французского короля была создана фабрика в Севре.
Интересна также история влияния традиционной цветовой гаммы китайского фарфора на керамику стран Европы. Россия считает бело – голубую гжель своим национальным достоянием, но многие удивляются, видя изразцы и вазы в этой гамме в Голландии. А ведь и голландский Дельфтский фарфор и русская гжель взяли эти цвета у китайских ваз, которые высоко ценились, и поэтому им часто подражали.
Китайские традиции приживались в повседневной жизни европейцев. Появилась традиция пить чай, поначалу даже сопровождавшаяся своеобразной «чайной церемонией» (при абсолютном незнании оригинальных обычаев). Самым оригинальным влиянием Востока были многослойные рукава в европейском дамском костюме. Казалось бы, при чём здесь Китай? Но на самом деле форма рукава формировалась по принципу многоярусной пагоды. Также вошли в моду веера и китайские фонарики.
@gicci
Шинуазри в архитектуре и интерьере
В архитектурных сооружениях в стиле шинуазри архитекторы 18 века подражали необычной восточной форме крыши и самому принципу многоуровневой пагоды, но в большинстве случаев здания в этом стиле всё же были одноэтажными с башенкой наверху. В Москве, в усадьбе Кусково, сохранился настоящий фарфоровый аквариум, в котором содержали золотых рыбок. Подобные предметы часто выставлялись в специальных китайских комнатах, оформленных в данном стиле. Одно из важнейших произведений мировой архитектуры в стиле шинуазри в Европе – дворец фарфоровый трианон во Франции. Король построил его ради своей возлюбленной (любовницы). Однако любовь короля оказалась непостоянной, и дворец был уничтожен после того, как Людовик разлюбил. И, хотя этот дом и был построен по образцу китайского строения, его внешний вид мало чем отличался от европейских дворцов той эпохи, хотя его и выделяла среди прочих красивейшая отделка фарфором на ажурной крыше.
В России важные постройки в стиле шинуазри были созданы в Царском селе (китайская деревня и китайский мостик). А возле горы Машук в Пятигорске и по сей день существует китайская беседка, выстроенная в таком стиле уже в двадцатом веке и впоследствии перестроенная в тридцатые годы.
Характерное сооружение в виде пагоды было построено также и в одном из садов Англии.
Китайская и японская культура и после шинуазри эпохи классики продолжила влиять на умы лучших художников, дизайнеров и архитекторов. И даже сегодня многие европейские мастера проходят через увлечение Востоком, у которого учатся гармонии. Ведь Восток так и остаётся для многих «краем мудрости» и самой таинственной частью света.