Всех уволите, господин министр? Санитарные потери военных от коронавируса стали «секретом Шойгу»
Тысячи курсантов военных вузов на скорую руку дописывают дипломные работы. На следующей неделе защита — и сразу выпуск. Если потом у них найдут коронавирус, академия «в домике» — заразу-то подцепили на гражданке.
Последний раз такое было в мае 1941-го. Досрочно надев погоны, лейтенанты уходили готовиться к большой войне. В мае 2020-го молодые командиры сначала поедут в отпуск: навестить родных, встретиться с друзьями. Превентивного сплошного тестирования на COVID-19 в военных вузах нет. Иммунитетом, судя по всему, будет служить выданная под роспись справка: симптомов ОРВИ не имеет, температура в норме, эпиданамнез отрицательный. По статистике Роспотребнадзора, до 50 процентов выявленных петербуржцев как раз вот такие бессимптомные носители коронавируса.
Читательские письма о ситуации в военных вузах Петербурга стали приходить в редакцию «Фонтанки» после материала о Военно-медицинской академии им. Кирова. Огласка поветрия стоила должности начальнику Военмеда Александру Фисуну, а в Минобороны наконец признали, что их люди сделаны не только из железа. Четвертый день на ведомственном сайте публикуется статистика инфицированных COVID-19. По состоянию на 29 апреля по всей России больше 2,6 тысячи человек. Входят ли эти данные в статистику по регионам, и если да, то как, — в комздраве Петербурга ответить «Фонтанке» не смогли. Если же считать Минобороны отдельно, то в процентном соотношении официальное число заболевших сопоставимо с Подмосковьем — 0,14%. (При вычислении использовались данные об инфицированных и общем количестве населения. Штатная численность Вооруженных сил России составляет 1 902 758 человек. — Прим. ред.)
Письма в редакцию «Фонтанки» содержат упоминания: о Михайловской военной артиллерийской академии; о Военно-морском политическом институте в Петергофе; о Военной академии связи (информации о заболевших нет, но автор тревожится, что курсанты, как и везде, живут скученно в казармах, а тестов никому не делают).
Каждое такое письмо содержит приписки:
«Очень хочется привлечь внимание к данной ситуации, разобраться, почему скрывают число заболевших и почему большинству курсантов с температурой вовсе не делают тесты»;
«В целях личной безопасности данные указаны анонимно. А то за распространение такой информации и огласку нас пугают увольнениями и отчислениями»;
«Буду признательна, если поможете проявить ситуацию. И не публикуйте мое имя, пожалуйста».
«Фонтанка» предприняла попытки задать вопросы руководству перечисленных вузов. В Михайловской военной артиллерийской академии на запрос пока не ответили. В Военно-морском политическом институте вспышку коронавируса опровергли. Замначальника академии связи Александр Мишин заявил, что больных COVID-19 у них не обнаружено.
Вместе с ежедневным бюллетенем от Минобороны на сайтах военных вузов появились баннеры, ведущие на порталы с официальной информацией о коронавирусе. Практически у всех они запрятаны в подвалах, а вот у Военной академии связи на видном месте вывешен еще и телефон горячей линии «по вопросам обучения курсантов в условиях противодействия заносу и распространению коронавирусной инфекции». Линия круглосуточная. Корреспондент «Фонтанки» позвонил в два часа ночи, ответил дежурный. Он сообщил, что в вузе больных COVID-19 нет и что досрочный выпуск 9 мая действительно обсуждается. И лишь в конце сообразил:
— Простите, а кто звонит?
— «Фонтанка.ру».
Прости, дежурный.