В самом ближайшем будущем нашу область собираются избавить от строительного мусора и старых автошин. Для этого уже разработаны правила утилизации, которые дополнят системой штрафов. Появятся и специальные площадки для сбора отходов. Подробности выяснял корреспондент skr.su
Время мусорных новаций
Продолжающаяся вот уже более года мусорная реформа ставит все новые вопросы перед ее «главными героями». Недавно региональный минжилкомхоз провел круглый стол, на который пригласил представителей бизнеса и общественности. Основой для заинтересованного диалога стали новшества, которые предстоит внедрить в работе с тремя группами отходов, значительная часть которых относится к 3-4-му классу опасности.
Тон обсуждению задала министр Наталья Куприна, сообщившая, что в этом ведомстве подготовлен пакет нормативно-правовых актов. С их помощью уже летом приступят к созданию нового механизма обращения с различными видами мусора. Тут же стал вопрос о строительных отходах. Здесь пока, по меткому замечанию одного из участников заседания, и «конь не валялся». Снос столь крупных строений, таких, как бывший Дом офицеров, в Южно-Сахалинске выявил целый комплекс неувязок. Оказалось, что подобные работы сами по себе требуют определенного порядка и немалых затрат. Вдобавок остатки бетонных конструкций и арматуры надо вывозить, а за их захоронение придется еще и платить.
Естественно, сразу возникают вопросы: кто должен отслеживать процесс и откуда брать финансы? Основные ответы специалисты как раз постарались дать в подготовленных документах. Как выяснилось, единый порядок обращения со строительным мусором невозможен без технического регламента, в который войдут сведения об объемах образующихся отходов, их сборе, маршруте вывоза и прочая важная информация. Это даст возможность контролировать пока еще во многом стихийный процесс. Вдобавок техрегламент войдет в состав проектной документации, которую, в свою очередь, подвергнут экспертизе.
Еще одна новация — горы мусора,сопутствующего сносу здания, не будут расти на глазах, занимая освобождаемую территорию. Их запретят копить на стройплощадке больше недели. Причем отходы тут же придется сортировать по видам, например, на органические, минеральные и химические. В первом случае потребуется отдельно собирать дерево и бумагу, во втором — бетон, кирпичи и отделочные материалы, а еще — полимеры с остатками асфальта. Наиболее опасный мусор предстоит временно складировать в специальных бункерах-накопителях.
Непонятно, правда, насколько все это своевременно, ведь на Сахалине до сих пор нет предприятий по переработке отходов во вторичное сырье, а возить их на материк нерентабельно. Однако курс выбран предельно понятный. Теперь предстоит искать бизнес, который заинтересуется организацией у нас подобного производства.
Очень важные детали
Впрочем, все тонкости нормативных документов, которые обсуждали на круглом столе, пересказывать нет смысла. Главное — именно предложенный сегодня механизм должен помочь заказчику контролировать ход работ, следить за тем, как тратятся бюджетные деньги. Органы власти и местного самоуправления становятся, таким образом, ключевой фигурой, поскольку размещают муниципальные и государственные контракты на строительство, капитальный ремонт или снос различных объектов.
По мнению Куприной, обсуждаемые новации необходимо вводить в действие уже с 1 июня. К июлю же требуется доработать административное законодательство, чтобы виновные в появлении стихийных свалок карались чувствительными мерами. Во всяком случае, штрафы за подобные нарушения должны быть больше, чем стоимость контракта на возведение объекта или его капремонт. Тогда и мусорить будет накладно.
Должны появиться специальные площадки для складирования, а впоследствии и переработки упомянутых отходов. Как сообщила Наталья Юрьевна, уже рассматриваются два участка на севере и юге областного центра. Пока же строителям и ремонтникам придется вывозить свой мусор на три существующих у нас легальных полигона. Правда, гонять груженый транспорт в Ноглики, Смирных или Корсаков и возвращать порожняк обратно — это дополнительные расходы, которые неизбежно скажутся на стоимости работ.
Впрочем, представители крупного бизнеса в целом положительно оценили усилия профильного министерства. Однако они же постарались уточнить те детали, которые неясны или вовсе не нашли места в проектах нормативных документов. Суть всех их выступлений и предложений свелась к вполне закономерному итогу: на примере какого-либо из объектов выстроить алгоритм совместных действий, чтобы вскрыть все имеющиеся узкие места.
Этих самых узких мест, кстати, хватает. Скажем, ежегодно немало мусора вываливается горожанами, затеявшими ремонт своих квартир. Следить за ними, по идее, должны управляющие компании, которым волей-неволей и приходится этим заниматься. Но и здесь неизбежны дополнительные затраты, а их компенсировать можно либо за счет тарифов на коммунальные услуги, либо целевыми субсидиями от муниципалитетов. Последние к подобному повороту событий, судя по всему, не готовы.
Не тянуть резину с шинами
Отдельно на круглом столе обсуждали, как быть с автомобильными покрышками. По мнению специалистов, для столь опасного в экологическом отношении мусора в районах требуется обустроить отдельные накопительные площадки. Кстати, позже, уже на заседании правительства региона, которое провел губернатор Валерий Лимаренко, назвали и конкретный срок их появления. Главам муниципалитетов было поручено до 25 мая выделить земельные участки.
Новый порядок таков: автотранспортники должны негодную резину сдавать по договору, причем лишь тем предприятиям, которые имеют лицензию на работу с отходами 1-4-го класса опасности. Простые граждане должны будут везти старые шины на площадки самостоятельно. Принимать их у населения предполагается бесплатно.
Неясно пока, где разместят производство по измельчению авторезины и выпуску вторсырья, которое можно использовать, например, при ремонте дорог. В министерстве ЖКХ, например, предлагают Углегорский район, а некоторые из предпринимателей выступают за организацию переработки в Южно-Сахалинске. Логика в этом есть, ведь именно в областной столице сосредоточено наибольшее количество транспортных компаний и частных автовладельцев.
Одновременно участники круглого стола обсудили и детали обращения с крупногабаритными отходами. Это довольно весомая часть отходов, ведь в наших населенных пунктах ежедневно выбрасывают остатки мебели, вышедшей из строя бытовой техники и тому подобного мусора.
Друзья, если вам понравился этот материал – подписывайтесь на наш канал, оставляйте комментарии и ставьте лайки, ведь наши ребята очень стараются рассказать вам, как можно больше самого интересного. Всем добра!