Найти тему
Public Transport Travel

Ласточка. Революция междугородных перевозок в России? Что смогла Desiro RUS за последние годы

Оглавление

Как она появилась в нашей жизни?

Забавно, но сейчас при слове Ласточка жители крупных городов подумают скорее о поезде. Так вот сам бренд (можно уже точно утверждать, что это бренд) электропоезда Ласточка появился ближе к Сочинской Олимпиаде, а сам контракт на разработку Ласточек подписан в 2009 году. Немцы не стали изобретать велосипед и использовали собственную и крайне удачную платформу Desiro Main Line (Desiro ML). В России они получили собственное обозначение "ЭС", что означает Электропоезд, Сименс (в ряде источников встречается Электропоезд, Скоростной, но это ошибочно). Первые 54 машины были построены в Германии и после отработки на Сочинском полигоне были выпущены на другие маршруты и тут началось интересное... Интересное началось из-за того, что Московская железная дорога использует постоянный ток, а вот большинство смежных с ней - переменный. Серия поездов ЭС1 может работать и там, и там. Нужно учитывать что динамические и экономические характеристики ЭС1 тоже были весьма привлекательными. РЖД не могли упустить такую возможность и пустили их на маршруты из Москвы в Нижний Новгород, Смоленск, Орёл, Курск. Но было одно и большое НО. Siemens согласно контракту построил 45 поездов в пригородном исполнении и 9 для межгорода. Есть ли те, кто помнят что такое поездка из Москвы в Нижний на откидном сиденье? Или 6 часов в Курск в пригородной компоновке? При этом Ласточки в ряде случаев заменяли более комфортные обычные поезда. Шквал претензий посыпался на немецкое вундреваффе.

ЭС2ГП на станции Иваново
ЭС2ГП на станции Иваново

Разновидности пернатых

Параллельно был начат выпуск Ласточек по лицензии на предприятии Уральские Локомотивы. Сначала появилась более привычная пригородная Ласточка только для полигонов постоянного тока ЭС2Г (Электропоезд, Сименс, 2-ой тип, Городской), позже реконфигурация салона позволила этой модификации выйти на Московское Центральное Кольцо.

На базе ЭС2Г появилась междугородняя модификация ЭС2ГП (где П - повышенной комфортности), они стали постепенно вытеснять немок с межгорода на линиях с постоянным током. Для решения проблемы с междугородным сообщением, где нужна смена типа тока начали выпуск ЭС1П, которая отличается как от пригородных, так и от междугородных ЭС1. Они должны заменить пригородные машины на полигоне Москва - Смоленск , Москва - Нижний Новгород и линии в Петрозаводск. В итоге мы имеем 4 разновидности пернатых - ЭС1,ЭС2Г, ЭС2ГП и ЭС1П.

А где революция-то?

Вспомните с чем мы раньше ассоциировали междугородние поезда? Долго, плацкарт и духота. Согласитесь ещё 5 лет назад мы не имели такое количества дневных поездов с сидячими местами. Ласточка перевернула наши взгляды о быстром и в общем-то комфортном переезде между городами. В конце концов она открыла новые направления - Иваново, Псков, Карелия... Сейчас Ласточки появляются и на Уральском полигоне, есть планы связать Сибирские города. Ласточка заполнила пустующую нишу дневных поездов с сидячими местами.

Серия электропоездов ЭД4МК уже даже близко не могла удовлетворить запросы РЖД, а сам Демиховский завод ничего более нового предложить не смог (и не сможет по видимому). Эта ниша весьма выгодный кусок перевозок, который РЖД может отобрать у автобусов и в некоторых случаях у авиации. До сих пор существует дискуссия об уровне комфорта, с приходом большего количества ЭС1П вопрос скорее сойдёт на нет. Серия электропоездов под бредом Ласточка это революция для нашей транспортной системы, она смогла продвинуть концепцию скоростных (по нашим меркам) дневных маршрутов между основными городами. Она показала пассажирам, что поезд с сидячими местами может быть комфортным. Она задала определённый уровень сервиса на междугородних маршрутах. Дальше должно быть больше. Посмотрим на судьбу Ласточки в ближайшие 5-7 лет...

-2