Найти тему

Внешний облик героя. Визуализация

Оглавление

Приветствую вас на канале «Записки литературного редактора». Сегодня вторая статья, посвящённая созданию образа героя. Первую можно почитать по ссылке в конце текста.

«Из миража, из ничего,
Из сумасбродства моего
Вдруг возникает чей-то лик.
И обретает цвет и звук,
И плоть, и страсть!» (Ю. Ким)

Этот отрывок из песни на музыку Г. Гладкова из кинофильма «Обыкновенное чудо», на мой взгляд, великолепно отражает суть творческого процесса рождения образа героя. Но создать его в голове недостаточно, нужно ещё и воплотить в тексте.

И снова коллаж от юного художника-дизайнера Макса Одувалова. Автор коллажа и свой образ здесь тоже представил:)
И снова коллаж от юного художника-дизайнера Макса Одувалова. Автор коллажа и свой образ здесь тоже представил:)

Эта непростая работа состоит из двух частей: описание внешности и раскрытие характера. Части не существуют сами по себе, они взаимосвязаны, и внешний облик во многом отражает характер. Но сегодня статья будет посвящена именно внешности, о раскрытии характера поговорим в следующий раз.

Характер и внешность

Чувства, настроение, черты темперамента и характера накладывают отпечаток на облик человека. Например, преобладающее настроение формирует так называемую физиогномическую маску – устойчивое выражение лица. Морщинки около глаз (лучики) появляются от частых улыбок и свидетельствуют о весёлом нраве. А носогубные складки свойственны людям с мрачным характером и скептическим настроением. У унылого, вечно жалующегося на жизнь типа уголки губ опущены, а у мыслителя – вертикальные морщины между бровями.

Индивидуальные особенности личности отражаются и в характере движений: жестикуляции, походке, позах. Чтобы понять, как это происходит, можно почитать книгу А. Пиза «Язык телодвижений». Характер человека проявляется и в манере одеваться, в выборе оружия и украшений, в отношении к одежде и во многом другом.

Всё это полезно знать автору и использовать эти знания при написании текста. Хотя у многих писателей они интуитивные, пришедшие с житейским опытом и наблюдательностью. Ведь недаром говорят, что хороший писатель – это психолог.

-2

Визуализация

Но знания знаниями, схемы схемами, а лучше, если образ героя можно представить зрительно. Визуализация образа – это даже не приём его создания, а помощь в работе. Она даёт возможность автору увидеть персонажи воочию. Тут есть три пути, по которым можно двигаться в сторону визуализации.

  • Выбор прототипов героев в реальной жизни среди знакомых, медийных личностей или персонажей фильмов.
  • Отрисовка героев. Этот путь доступен только художникам. Хотя среди пишущих много тех, у кого есть способности к изобразительной деятельности, но отрисовка всё же трудоёмкое занятие.
  • Поиск прототипов в интернете. Самый простой способ, который состоит в подборе подходящих фотографий, максимально отражающих авторское представление о персонажах.

Найденные фотографии добавьте в файлик с описанием героя и другими заметками. Некоторые авторы даже размещают портрет главного героя на рабочем столе, чтобы всегда был перед глазами. Вот теперь, когда вы сами видите своего героя, и читателям его показать проще.

Образы героев сериала по книгам Дж. Мартина "Игры престолов"
Образы героев сериала по книгам Дж. Мартина "Игры престолов"

Приёмы описания внешности персонажей

О представлении героя читателю и первом знакомстве я уже писала в одной из статей (ссылка внизу), а здесь расскажу о приемах подачи информации. Возможно, это не все приёмы, но, на мой взгляд, наиболее эффективные.

Да, описание внешности лучше дать в начале книги, не обязательно в первых абзацах, но желательно на первых страницах.

Взгляд автора

Самый распространённый приём, когда героя представляет сам автор. Здесь важно давать не детальное, а значимое описание, указав на наиболее характерные особенности облика. Тогда прорисовка портрета не растянется на целую страницу и не превратится в сводку полиции о разыскиваемом преступнике. Например: «молодой русоволосый человек с походкой профессионального танцора…», или «невысокая подвижная девушка с копной рыжих волос и задорными веснушками…».

Потом можно будет добавлять к образу отдельные штрихи и детали уже в процессе разворачивания действия. Например, «заправил за ухо прядь, выбившуюся из забранных в хвост волос», или «стряхнула крошки с порванных на коленях джинсов и, подхватив маленький рюкзачок…».

Так постепенно будет складываться впечатление о персонаже, а если вы дадите возможность читателям немного додумать, дофантазировать какие-то детали, то от этого образ станет им ближе, роднее.

Образы героев фильма по роману Джейн Остин "Гордость и предубеждение"
Образы героев фильма по роману Джейн Остин "Гордость и предубеждение"

Взгляд постороннего

Это прием, когда автор как бы делегирует описание героя другому персонажу, который выступает в качестве фокального, то есть читатель видит ситуацию и героя его глазами. Это может быть и случайный прохожий, и следователь, допрашивающий свидетеля (героя), и трактирщик, оценивающий нового посетителя.

Конечно, черты, которые отмечает этот наблюдатель, будут значимые именно для него. Но оттого интереснее: следователь обратит внимание на упрямый взгляд, аккуратную одежду или нервные пальцы музыканта, а трактирщик оценит дорогое оружие, пыль на сапогах и цепкий взгляд прищуренных глаз.

Далее, как и в первом варианте, образ будет дополняться деталями.

Взгляд в зеркало

Такой приём один из излюбленных у авторов, пишущих от первого лица. Правда, речь идёт не о реальном зеркале. Этот способ тоже используется, но он не всегда удачен, потому что в действительности человек не разглядывает в зеркале цвет своих глаз и не восторгается своей фигурой. Это, скорее, исключение. Ещё женщина может порассуждать о своих достоинствах, собираясь на светский приём или важную встречу. А мужчина? Он внимательно разглядывает себя в зеркало разве что с похмелья.

Приём «зеркала» несколько иной, он предполагает внутреннее зеркало, оценку себя, своих внешних качеств в ходе рефлексии. Например, «шагал я быстро, благо при моих 190 сантиметрах и ноги были соответствующие»; «поправляя волосы, подумала, что давно пора постричься, а то мешают, а с хвостом ходить я не люблю, и на причёску времени нет» и т. д.

-5

Подслушанный разговор

При повествовании от первого лица ситуация с описанием внешности всегда сложная. Но в этом случае легко схитрить: например, герой/героиня может случайно подслушать разговор, в котором обсуждается её/его внешность. И здесь появляется возможность включить и собственную рефлексию.

Главное, не вываливать все данные о внешности сразу, но и не затягивать надолго.

На этом на сегодня всё. В конце недели будет статья о раскрытии характера героя.

"Работа над образом героя. Часть 1"

"Знакомство героя с читателями"

"Зачем писателю рисовать"