Найти в Дзене
Games Herald

От этих героев сносит стену. Четвёртую

Оглавление

Всем привет!

Разлом "четвёртой стены" стал уже классическим приёмом. Он употребляется как в кино, так и в играх. Смысл этого приёма в том, чтобы стереть грань между актёром и зрителем. В нашем случае - между персонажем и игроком.

Пожалуй, Моника, совмещённая с Психо Мантисом может стать кошмаром для многих...
Пожалуй, Моника, совмещённая с Психо Мантисом может стать кошмаром для многих...

Ведь именно в играх, благодаря интерактивности , ломание четвёртой стены смотрится особенно шикарно. Ведь когда вы максимально погружены в игру, что может быть более ошеломляющим, чем внезапная реплика у персонажа, которая явно намекает на его осознание происходящего. На осознание того, что он находится внутри игры.

Сегодня я хочу рассказать вам о 9 персонажах, которые отлично понимают, что они внутри игры.

-2

9. Сэм Фишер - Tom Clancy’s Splinter Cell: Chaos Theory (2005)

-3

Возможно это немного притянуто за уши, но всё же...

В первых частях серии Splinter Cell было такое правило - два раза Фишер может поднять тревогу. На третий миссия заканчивалась, и необходимо было начинать заново.

А вот третья часть немного изменила правила, что легонько дало кувалдой по "четвёртой стене" и намекало на то, что герои Ламберта и Фишера осознают, что они в игре.

В Splinter Cell: Chaos Theory, сразу после бриффинга, Сэм во второй миссии скажет Ламберту: "Не говори мне: три поднятия тревоги и миссия окончена?" На что Ламберт отвечает: "Конечно, нет, это не видеоигра, Фишер".

Такая вот пасхалка, которая не только рушит границу между игроком и персонажами, но и между частями игры. Ведь Ламберт говорит так, будто прошлое - выдумка, игра. И лишь то, что сейчас - реально.

-4

8. Главный Герой - Sunset Override (2014)

-5

Sunset Overdrive не стыдится ломать четвёртуюю стену. Например, как насчёт отмотать титры и сделать новую концовку? Почему нет, если этого хочет персонаж.

Но впервые наш герой докажет своё знание о том, что он в игре, намного раньше. Когда Бак Нэшнл наставит на него пушку, герой скажет, что у него тоже есть оружие. И покажет его необычным способом - откроет экран выбора оружия в игре.

Учитывая озорной мотив игры, это не шокирует и не удивляет. Но всё же выглядит необычно и забавно. Как минимум.

-6

7. Принц Персии - Prince of Persia: The Sands of Time (2003)

-7

Предлагаю продолжить вспоминать золотую эпоху игр от Ubisoft. Например, Prince of Persia: The Sands of Time. Ведь один из диалогов Принца и Фары явно намекает на понимание персонажей, что они внутри игры:

Фара: Послушай: «Какая польза от силы любви? Любовь - это жизнь, поэтому, если хочешь жить, умри в любви. Умри в любви, если хочешь остаться в живых».
Принц: Что это должно означать?
Фара: Я думала, тебе понравится.
Принц: Если ты хочешь быть полезной, попробуй найти книгу, которая расскажет нам, как выбраться отсюда!
Фара: Это игра другого жанра.
Принц: Игра? Она думает, что это игра ...

Намёки тут более явные, чем в Splinter Cell, но и тут пасхалка осталась лишь пасхалкой. Но, учитывая тематику временных парадоксов и прочих игр со временем, которые вечно происходят в трилогии о Песках Времени, я бы ничему не удивился.

-8

6. Психо Мантис - Metal Gear Solid (1998)

-9

Все игроки, которые прошли MGS хоть раз, помнят битву с Психо Мантисом. Такое не забудешь! И дело не только в том, что в битве с ним нужно менять порты контроллера - это мелочи.

Самое интересное - это то, как он анализирует игрока. Например, прочитав данные с карты памяти PS1, он может оценить игровые предпочтения игрока касательно игр Konami:

-10

Помимо этого он оценивает действия игрока во время игры. Например, он оценивает ваши навыки стэлса, боевые навыки, и насколько успешно вы обходили ловушки. А доступ к карте памяти позволяет ему узнать, сколько раз вы сохранялись.

Если до встречи с Мантисом вы сохранялись менее 3 раз, он назовёт вас "безрассудным":

-11

Иногда он будет "тушить" экран надписью HIDEO, по аналогии с VIDEO:

-12

В конце концов победить его будет не так уж и сложно - на крайний случай Кэмпбелл предложит альтернативный вариант битвы с ним - атаковать статуи.

К сожалению, в MGS V его способности к разрушению четвёртой стены только появляются, поэтому там он себя ещё не проявляет. Но, несомненно, этот персонаж прекрасно знает, что он внутри видеоигры.

-13

5. Макс Пейн - Max Payne (2001)

-14

Правда зелёным светом осветила мне мозг...
Если скосить глаза вниз и влево, увидишь датчики здоровья и оружия, постоянно повторяющиеся сцены, стрельба, время замедляет бег, чтобы мои движения было лучше видно. Параноидальное чувство, что кто-то управляет каждым моим шагом…
Я был персонажем компьютерной игры. Забавно — дальше некуда. Хуже я и придумать не мог.

Макс Пейн - культовый персонаж и ассоциируется он скорее с нуаром, мраком и болеутоляющими, а не с разрушением четвёртой стены.

Вот только в первой части игры это всё же произошло. Возможно, вы помните уровень, где Макса посещает видение, как горит его дом и погибает семья. Именно в этом уровне голос по телефону сообщает ему, что он находится внутри игры.

Конечно, дальше этого не зашло и осталось лишь в этом уровне. В противном случае атмосфера игры была бы абсолютно другой, шутливой. Но всё же это остаётся фактом - в первой части Макс знал, что находится внутри игры.

-15

4. Бард - The Bard’s Tale (2004)

-16

Ещё одна крайне забавная игра, которая не стесняется быть собой - The Bard’s Tale. Под "быть собой" я имею в виду шутливый мотив игры.

Например, многие часто удивляются в RPG-играх, когда находят внутри волков, или других животных, оружие и прочий лут, который появляется внутри них непонятно как. The Bard’s Tale просто берёт и высмеивает это, пусть это и часть игры.

Но ничего удивительного тут нет. Бард, главный герой игры, похож на участника сольной партии в D&D. А рассказчик (Narrator) в таком случае является неким мастером этой игры.

-17

3. Sans - Undertale (2015)

-18

Undertale вообще не скрывает своей сущности. Какой-то четвёртой стены там нет вовсе. При этом игра довольно безжалостна. Например, когда я хотел пройти её на концовку "пацифист", я долго не мог понять, что нужно сделать, чтобы не убивать Ториэль. Я перезагрузился, когда выяснил нужное, и дошёл до самого конца. И только там я узнал, что игра в курсе, что я перезагружался, поэтому это не в счёт...

-19

Но если всё же рассматривать её персонажей, то именно Санс лучше всех осознаёт, что он внутри игры. Конечно, ведь его имя, как и имя его брата - само по себе пасхалка. И это находит отражение в игре - одноимённым шрифтом написаны реплики Санса и Папируса.

На самом деле, на этот пункт могли бы подойти они оба, но роль Санса чуть глубже, чем у его брата. Санс является одним из важнейших боссов для "геноцидной" концовки, да и в целом экранного времени у него больше. Он постоянно шутит, иногда с самой реальностью. Например, он в текстовом виде напевает мелодию из своего босс-баттла:

-20

Помимо этого, Санс знает о том, что наш герой может загружаться - это отражено в одном из финальных диалогов. Неудивительно, что он стал самым популярным персонажем этой игры. В интернете полно различных артов с ним, да и в жизни я встречал людей с футболками с этим миловидным скелетом.

-21

2. Deadpool - Deadpool (2013)

-22

Если говорить о персонажах, которые ломают четвёртую стену, нельзя обойти стороной Дедпула. Неважно, где он появляется – в Marvel vs. Capcom или же в собственной полноценной игре.

Как вам, например, финишёр Дедпула в Marvel vs. Capcom 3? Здесь он использует собственную полоску здоровья и полоску комбо как оружие.

А в одноимённой игре 2013 года есть даже телефонный разговор между Ноланом Нортом, который озвучивал Дедпула, и самим Дедпулом. Конечно, и помимо этого в игре хватает трещин в четвёртой стене. Ведь герой постоянно обращается напрямую к игроку и прекрасно осознаёт, что находится внутри игры.

-23

1. Моника - Doki Doki Literature Club (2017)

-24

Doki Doki Literature Club полна жутковатых вещей, и четвёртая стена в этой игре - не несущая. Происходит полная дичь, а руководит этим адским концертом дирижёр Моника.

Моника почти сразу же даёт понять, что Doki Doki Literature Club - не простая визуальная новелла. Она спокойно упоминает о сохранении игры ещё до того, как начнётся дичь.

Но Моника не просто понимает, что она в игре. Она ещё и считает себя реальной. Равной игроку.

-25

Пожалуй, именно она является достойным окончанием моего списка. Ведь именно Моника - ответственная за невероятные эмоции. Те эмоции, которые возникают от понимания, что очередная визуальная новелла превращается в хоррор, ломающий границы реальности.

-26

Бонус - Геральт. Ведьмак 3: Дикая Охота – Кровь и вино

Небольшое дополнение в виде финальной сцены из дополнения для Ведьмака 3.

В ней Геральт, после фразы Региса о том, что нам всем после стольких приключений полагается отдых, переводит свой взгляд прямо в камеру. То есть на игрока. Конечно же это не означает, что персонаж Геральта осознаёт, что он в игре. Это всего лишь такая пасхалка от разработчиков, которая даёт приятное чувство в конце приключения. Просто не мог не упомянуть о ней.

-27

Что же, на этом у меня всё. Не забывайте рассказывать в комментариях, каких персонажей, которые осознают своё присутствие в игре, я забыл упомянуть!

Если статья была вам интересна - не скупитесь на лайк. И обязательно подписывайтесь на мой канал в Дзен - впереди много интересного про игры (ну и где-то на горизонте статья про The Last of Us Part II).

До новых встреч!

-28