С древних времен, благодаря плодородной наносной почве, в обширной пойме реки Ижоры и ее притоков жили люди. В эпоху Великого переселения народов на берегах реки Ижоры обосновалось финское племя инкери (ижерян), относящееся к европеоидной расе восточно-балтийского типа. Ижорский язык произошёл от древнекарельского языка-основы.
Ижеряне, как и другая местная коренная народность вожане (водь), исторически не имели общеплеменного центра, проживая отдельными поселениями на обширной территории от реки Нарвы и побережья Балтики до Приладожья и земель финской еми. В Новое время вплоть до 30-х гг. XX века, бытовало название этой земли как Ингерманла́ндия (шв. Ingermanland, фин. Inkeri или Inkerinmaa, эст. Ingeri или Ingerimaa; Ингрия, Ижора, Ижорская земля).
Историческое название территории Усть-Ижоры: «Ингрия – или Ижора». [Болтинъ И.Н. Примечанiя на исторiю древнiя и нынешнiя России Г. Леклерка. Том I. – Спб., 1788, Оглавление XX]. Первое письменное упоминание об Ингрии встречается во второй половине XII века в булле папы Александра III к шведскому Упсальскому епископу Стефану, написанной между 1164 и 1189 гг., где говорится о язычниках инграх. Ижорская земля под названием Ингардия упоминается в Ливонской хронике Генриха в 1221 году в связи с походом сакаласких эстонцев: «Гард значило в старинном Готическом языке область, предел». [Там же, с. 32].
Одно из европейских названий Руси – Гардарика (область, страна городов), т. е. Ингардия означает область, земля без городов. Центром Ингардии были ижорские земли Ингрии.
Один из первых существенных эпизодов древнерусской истории связан с сообщением летописца: «Имаху дань Варязи изъ заморья». [Лѣтопись по Лаврентьевскому списку. - Спб., 1872, c. 18] Что значит, взимали дань – какую именно и для какой надобности? В большинстве случаев, помимо прямого грабежа, раннефеодальная дань, прежде всего, связана с кормлением (продуктовая рента) феодалов, их слуг и дружины.
Финнам, балтам и славянам, находящимся в то время на примитивном уровне родового производства, кроме продуктов питания, охоты, рыболовства и изделий убогого ремесла, платить дань варягам было больше нечем. «Добычу Балтика давала скудную. Там не было ни аббатств, которые можно было бы разграбить, ни чужих земель с новыми, невиданными богатствами, которые можно было бы захватить». [Каппер Д. П. Викинги Британии. - СПб., 2003, c. 18].
Византийский историк середины VI века Прокопий Кесарийский пишет о славянах: «А живут они в жалких хижинах, располагаясь далеко друг от друга». [Древняя Русь в свете зарубежных источников (под ред. Е.А. Мельниковой и др.). - М., 1999, c. 82]. О крайней нищете русов, напавших на Константинополь 18 июня 860 года сообщает патриарх Фотий. [Photios. The Homilies of Photios Patriarch of Constantinople.Cambridge, Mass., 1958, p. 98] По данным археологии, славяне VIII-IX вв. не знали гончарного круга и вручную лепили убогую утварь для приготовления пищи на огне и хранения припасов жита. Лишь с середины X века на землях славян появляется гончарная керамика.
По известной картине А. Васнецова «Призвание варягов», племена призвавшие Рюрика с братьями, в качестве даров предложить особо ценного ничего не могли.
Среди даров мы видим звериные шкуры, рога, несколько глиняных горшков, сосуд арабской формы и еще нечто съедобное. Понятно, что варягам плыть 3-5 дней за едой, звериными шкурами и рогами, не имело особого смысла, ведь это все находилось рядом с ними на землях еми, суми, карелов.
Известно, что в раннем европейском средневековье практиковалась колонизация земель удобных для поселения. Норманны искали такие земли, природные условия которых напоминали им покинутую родину и находились неподалеку от нее.
Восточная Прибалтика наиболее часто посещалась скандинавами уже в первые века нашей эры. В Саге о гутах (около 1220 г.), в частности, сообщается, что «население Готланда настолько размножилось, что страна не могла всех прокормить. Тогда они выслали из страны по жребию каждого третьего мужчину… Они не хотели уезжать… Но жители той земли не захотели терпеть их и изгнали их. Тогда они… поплыли на один остров близ Эстланда, который называется Дагё (о. Хийумаа), и посели-лись там и построили укрепление, остатки которого видны еще и теперь. Но и там они не могли себя прокормить и поплыли по реке, которая называется Дюна (Западная Двина), а по ней через Русаланд (Русь). Они плыли так долго, что приплыли в Гриккланд (Византию)». [Древняя Русь в свете зарубежных источников (под ред. Е.А. Мельниковой и др.). - М., 1999, c. 460-461].
Уже с VI века скандинавские погребения в ладье появляются в Западной Финляндии, в VII веке скандинавы проникают на Карельский перешеек и Ладожское озеро. По мнению А.Л. Шлёцера: «Норманы открыли реку Неву». [Шлёцер А.Л. НЕСТОРЪ. РУСКIЯ ЛЪТОПИСИ на Древле – Славен-скомъ языкъ. Часть I. - Спб., 1809, c. 273]. По Неве, наряду с Вуоксой, был прямой речной путь из Финского залива в Ладожское озеро. По географической близости, норманны прежде всего освоили бассейн реки Вуоксы, вскоре ставший оживленной торговой магистралью, по которой богатства Севера шли в Скандинавию, Готланд и Ютландию.
Путь по Неве из-за порогов представлял сложности и в начале использовался норманнами в поисках новых поселений. В то время норманны жили в условиях родового строя: «и благородные люди, и крестьяне вместе работали на полях, ухаживая за скотом и выращивая ячмень и рожь, и это делало их идеальными колонистами». [ Каппер Д. П. Викинги Британии. - СПб., 2003, c. 62].
Часто, в истории, название местности, связано с названием народности, которая на ней длительно обитает. Можно предположить, что название Ингрия земель по Усть-Ижоре, связано с именем обитавших здесь варяжских колонизаторов рода ингров. Из истории известно, что перво-начальным поселенцем острова Исландии, по преданиям, был Ингольф с своим родом и дружиной. Но Ingolf есть только изменение имени Ingue; род его относился к владетельному в Скандинавии роду Yngue.
Древнейшая история Норвегии и Швеции начинается с легендарного Ингона, соответственно древних жителей этих мест звали Инглингами. [Древняя Русь в свете зарубежных источников (под ред. Т.Н. Джаксон и др.), т. V. – М., 2010, c. 171]. «Сага об Инглингах» XIII в. (Ynglinga saga) по хронологии описываемых в ней событий относится к V-IX вв. В ней рассказывается о представителях династии Инглингов. К началу восьмого века Ливония и Эстония являлись частью королевства Ивара, короля Южной Швеции и Дании.
В.Н. Татищев, по Сноронну, приводит сходные между собой имена норманнской знати: «Ингельдъ, Ингеальдъ Раумундальский Король, Инггальдъ Датский Король… в древней надписи имя Ингердисъ… на гробовых камнях Ингибиарнъ и Ингибирнъ». [ Татищевъ В.Н. ИсторiΙя Россiйская. - М., 1769, кн. I, ч. II, гл. 32, c. 405]. «В самом начале IX века два представителя византийской знати носили имя Ингерос, данное имя происходит от скандинавского Ингер». [Франклин С., Шепард Д. Начало Руси 750-1200.– Спб., 2000, c. 53].
М. Щербатов приводит одно из древнейших шведских преданий о явлении варягов на славянские земли. Первого шведского короля звали Ингемар, он имел войну с россиянами, в которой был убит. Время этих событий от 460 года до 816 года, когда в сагах были упомянуты 15 других последующих имен шведских королей. [Щербатовъ М. Исторiя россiйская. Томъ 1.- Спб., 1770, c. 124]. Имя шведского короля Ингемар могло быть связано с землями Ингрии. Возможно, что часть рода Yngue поселилась в Усть-Ижоре исторически выступив под именем Ингров.
Ассимиляция варяго-ингров с племенем ижерян этнически явила собой, отличный от славян, нордический тип, сохранившийся до наших дней. Средний рост ижерян 164-167 см., выше, чем у местных русских, а внешний облик имеет характерные скандинавские черты.
Фольклор ижоры известен по устному народному творчеству - песням-рунам сказителей-рунопевцев. Одна из известных ижорских сказительниц - Ларин Параске (Прасковья Никитина), жила в начале XX века на Карельском перешейке.
По исследованию В.В. Седова славянская колонизация Ижорского плато началась лишь в X-XIII вв. [ Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. - М.,1982, c. 170-174].
Есть все основания предположить, что род варяго-ингров, обосновавшийся в Усть-Ижоре, относился к тем легендарным летописным варягам, которые из-за моря (Ладожское озеро) приплывали для сбора дани с меря, чуди и славян.
Плодородные земли в ареале Усть-Ижоры были относительно небольшими, будучи ограниченны невскими берегами и простирающимися на запад обширными болотами, за которыми жили приильменские словене. По мере роста численности колонии варяго-ингры в поисках дани кормления постепенно освоили бассейн Невы и вышли к Ладожскому озеру.
По Неве сложился естественный водораздел сфер влияния – по правому берегу норманнов русов, по левому – ингров. Русы освоили северное и восточное Приладожье, ингры – западные и южные ладожские берега.
По внешнему облику, ингры и русы отличны: ингры имеют характерный изгиб носа, более высоки; русы – прямоносые, с массивным подбородком, менее высоки. В этом можно убедиться по портретам коренных ижерян, усопших на Усть-Ижорском кладбище при Владимирской церкви – Авт.
---------------------------------------------------------
Полный авторский курс лекций по древнерусской истории можно найти в поисковике по адресу: Яндекс-Дзен-Сергей Михайлов. Там же открыт клуб любителей истории Ленинграда (1924-1991). По каждому году будет представлено 100 уникальных фото.