Найти тему

Динамика. Часть 2. Piano и pianissimo

В прошлой статье мы обсудили, что такое динамика и как правильно играть такие приемы, как forte и fortissimo.

Этот материал будет описывать диаметрально противоположные приемы — piano и pianissimo

Сразу хочу сказать: играть тихо не значит играть, полностью расслабившись, и еле-еле работать дыханием и телом. Наоборот, этот прием требует особого внимания и усилий. Ведь музыканту придется отрабатывать нехватку естественной энергии в звуке.

Если играть forte и fortissimo, то звук обретает энергию самопроизвольно, естественно. А вот чем меньше интенсивности становится в звуке, тем больше теряется энергия. Да, это вполне закономерно и, более того, имеет логическое объяснение: тихий звук сложнее контролировать, особенно на высоких нотах, на выдержанных нотах и после атаки — возникают проблемы с интонацией.

Чтобы компенсировать естественную энергию, которая отсутствует при игре на piano и pianissimo, нужно искусственно давать звуку дополнительную энергию. И это достаточно сложно.

Нужно открыть гортань, а также все полости в ушах и носовых пазухах — не для того, чтобы сделать громче звук, а для усиления резонанса. Держим крепкую опору, но не позволяем сжаться грудной клетке и не даем воздуху выходить бесконтрольно.

Держим устойчиво амбушюр и выполняем фразировку близко расположенными к клапанам пальцами.

Еще одна особенность тихого звука — он теряет вибрато, поэтому при игре на piano и pianissimo нужно оживлять звук более интенсивным вибрато.

И еще раз напоминаю, что это только кажется, что чем звук тише, тем меньше требуется опоры и труда для его извлечения. На деле же получается, чтобы играть хорошо на piano и pianissimo, требуется хорошая опора и другие приемы, о которых мы и поговорили в это материале.

Подписывайтесь на сообщество в ВК
Веду интересный инстаграм